Агония ЕГЭ обещает быть долгой…
15.06.2013
За Науку!
Подходит к концу эпопея с ЕГЭ-2013. Скандалов столько, что даже чиновники из Минобраза признали - делать что-то надо...
Рамазан Абдулатипов придумал «изящный» ход: дагестанским выпускникам стали срезать баллы в административном порядке. То есть, посмотрел в интернете результат по математике сегодня вечером - 70 баллов. Взглянул на тот же самый сайт завтра утром - уже 60. В результате, во всём Дагестане нет ни одной стобалльной работы по русскому языку. Это, вероятно, должно несколько утешить преподавателей московских ВУЗов.
«Коррупционно-конкурентное преимущество» горцев практически сошло на нет. Вместе с самой коррупцией, кстати.
В самом деле, если результаты ЕГЭ можно получить за небольшие деньги (а то и просто бесплатно), то какого лешего тратиться на коррупционные ходы в виде репетиторства и участия в липовых олимпиадах. В общем, хана коррупции: если ответы списывают 10 процентов выпускников, то это коррупция и трагедия; а если списывают 90 процентов, то это уже балаган и комедия. Причем, разыгранная в полном соответствии с заповедями экс-министра Фурсенко. Вот его слова:
«...Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».
Вот школьники и научились квалифицированно потреблять инфу и пользоваться результатами творчества других. Радоваться надо, обучение «по Фурсенке» свою роль сыграло. Все это было бы смешно, если бы не было закономерно. А если чему и стоит удивляться, то не тому, что «липовые» баллы добрались-таки до центральной России, а тому, что произошло это относительно поздно. А если серьезно, то за эти годы много чего изменилось. Во-первых, резко упал уровень подготовки абитуриентов ВУЗов. Новое поколение студиозусов, привыкшее к сдаче тестов с заранее предложенными ответами, успело начисто утратить навыки самостоятельного мышления. Во-вторых, непонятно, как все-таки оценивать по ЕГЭ способности будущего студента.
Конечно, пользоваться шпаргалками школьники умели и раньше, но и преподаватели на экзамене парой-тройкой вопросов могли запросто выяснить, кто списал, а кто сам соображает. И совсем уж безграмотные просочиться в ВУЗ не могли, пока не появился ЕГЭ.
И, как следствие, в-третьих: ВУЗы стали правдами и неправдами обеспечивать места «подходящим» выпускникам - отсюда и огромное количество «олимпиад для своих». В общем, итоги внедрения ЕГЭ налицо. Настолько налицо, что министерство образования намекает: мол, этот сезон будет последним «чисто ЕГЭшным». В будущем, как говорят чиновники, прием студентов в ВУЗы будет осуществляться не только по результатам ЕГЭ, но и по «другим показателям». Среди них может быть и хорошо знакомый старшему поколению «средний балл аттестата» (ау, благостные 1970-е!) и некое «портфолио выпускника», то есть набор полученных им грамот и дипломов с олимпиад и конференций; ну, на худой конец, спортивных достижений (борцы и боксёры из Дагестана таковых много предъявят - можно не сомневаться).
А самые «привилегированные» ВУЗы, говорят, получат право проводить «внутренние тесты», например, в виде диктантов. Ой, что будет!..
Поможет ли это исправить последствия ЕГЭ? Никто этого не знает. Но родители выпускников ничего хорошего от очередных нововведений не ждут.
«То, что происходит сейчас с «дополнительными показателями», - гласит одна из записей в Фэйсбуке, - это уже хроника объявленной смерти ЕГЭ. Но агония обещает быть долгой и мучительной».
Антон Черков