Калуга - "Русский Лад": "Ревизские" души писателей-фронтовиков.
24.05.2013
Вячеслав Бучарский, ветеран советской литературы из Калуги.
Последние годы жизни известного советского поэта Александра Авдонина прошли в пятиэтажном доме в конце улицы Кирова в Калуге, неподалеку от Площади Победы. Здесь в трехкомнатной квартирке на первом этаже бывший Председатель Калужского отделения Союза писателей РСФСР умер в начале лета 1993 года.
…Прямо из-за парты десятого выпускного класса сельской школы на берегу Оки в Тарусском районе ушел на поля боевых сражений летом 1941 года комсомолец Саша Авдонин. Боевым связистом он прошел всю войну и всю Европу, так что, Слава Богу, живым вернулся молодой победитель к отцу с матерью в родное село Лопатино.
Памятником замечательному советскому поэту А. Н. Авдонину (1923 – 1993) , много лет возглавлявшему Калужское отделение Союза писателей РСФСР, могла бы быть скульптурная фигура ветерана, отчеканенная из листовой бронзы на бульварной аллее, ведущей к Площади Победы. Однако благотворящие инвесторы, заказавшие бульварный памятник, избрали другого прототипа, хотя изображенный «образ», сидя на лавочке, смотрит как раз на те окна квартиры в первом этаже «хрущовки», где доживал в годы «горбо-ельцинизма» и умер от неизлеченной болезни один из основоположников калужской писательской ячейки советской книжной культуры.
На снимке: модель из листовой меди образа калужанина-ветерана на подходе к Площади Победы в Калуге.
Помнится рассказ уже тяжело страдавшего от неизлечимой болезни фронтовика А. Н. Авдонина: «Мое совершеннолетие совпало с поворотной и трагической страницей в истории нашей Родины — с Великой Отечественной войной. Мы вышли из выпускного десятого класса прямо на поле боевых сражений. В должности радиста, в звании сержанта прошел я с боями Украину и Молдавию, принял участие в освобождении от фашистов Румынии, Болгарии, Венгрии, Австрии, Югославии. Почти полвека назад отгрохотала война, но она все еще врывается в мои сны: часто вижу психическую атаку бесчисленных шеренг пьяных немцев. Едва закрою глаза — и тут же попадаю в огненный мешок, который все сужается и сужается...»
… Участник и ветеран Великой Отечественной войны Олег Михайлович Бушко, широко известный в Преображенной России поэт, публицист, теоретик эстетики, родился в Краснодаре в мае 1924 года. Его отец был командармом и комиссаром на Гражданской войне. Мама, врач, известная отвагой красная сестра милосердия, в 1935 году стала вдовой "врага народа". Тем не менее 18-летний Олег Бушко в разгар Великой Отечественной обратился в Наркомат обороны с просьбой быть направленным в действующую армию "на общих основаниях". Молодой боец и неуемный лирик участвовал в освобождении от фашизма Донбасса, Украины, затем воевал в Молдове, в Румынии. Стихи, написанные на пулеметном посту бронепоезда, привели Олега осенью 1944 года в армейскую многотиражную газету, а после Победы — в Литературный институт имени А. М. Горького в Москве. Там его творческими руководителями были Ярослав Смеляков и Евгений Долматовский.
В 1968 году основатель Калужской писательской организации Николай Павлович Воронов пригласил своего однокашника по Литинституту Олега Бушко, известного в кругах "детей ХХ съезда" в Москве и в Смоленске поэта-эстета, на жительство в тихую Калугу. Здесь Олег Михайлович стал членом Союза писателей СССР, издал несколько сборников стихов, написал роман из фронтовой жизни «Любовь сильнее смерти», опубликованный в Калуге, в издательстве «Золотая аллея».
В молодом, «диссидентских» времен, стихотворении Бушко заявлял:
Люблю, враждую, спорю и пою!
И как там жизнь мою судьбу не вертит,
Я не боюсь — я, как солдат, бессмертен:
Я не умру, мой выбор — пасть в бою.
Судьба распорядилась иначе: Олег Михайлович мирно скончался в глубоком и преклонном возрасте под надзором верной и любящей жены в своей квартире в Калуге неподалеку от бывшего автовокзала в 2009 году.
Не меньший и не менее боевой фронтовой опыт у известного калужского писателя, бывшего директора Бюро пропаганды художественной литературы Калужского отделения Союза писателей РСФСР Сергея Александровича Васильчикова.
Детство родившегося в сентябре 1926 года будущего писателя прошло на берегах Волги, в Самаре. В юношеские годы его сознание, идеалы, пристрастия, любовь и неприязнь складывались под влиянием предвоенных событий. Потом была Великая Отечественная война, трудные послевоенные годы. Молодому волгарю довелось трижды попасть под разного рода мобилизации: в пятнадцать лет на военный завод, в семнадцать — на фронт, в двадцать шесть — молодой коммунист должен был поднимать по призывам бывшей Правящей партии сельское немощное хозяйство России.
Более полувека Сергей Александрович живет в Калуге. Древний город стал и до сего времени остается для него источником литературного материала. Вышедшие из-под его пера романы, повести, рассказывают о гражданах Оки и Угры.
Еще три-четыре года назад Сергей Александрович вместе с женой Идой Алексеевной, "богиней литературного редактирования", непременно выходил на улицу Кирова под победное сияние ласкового солнышка, однако, ни в прошлом, ни в позапрошлом годах я что-то не видел в торжественном шествии ветеранов по улице Кирова замечательно синеглазого и мудрого старейшину калужских литераторов. Дай Бог ему и его музе одолевать немочи "гималайского" возраста!
Иван Семенович Синицын родился в серенькой деревеньке Букреевка вблизи старинного посада Ферзиково в Калужской губернии. Произошло такое вскоре после Февральской буржуазной, но демократической революции 1917 года. Однако всю жизнь до самой смерти в 1998 году журналист и писатель в силу своей социальной ориентации упрямо считал себя ровесником Великой Октябрьской социалистической революции.
В 1940 году крестьянский сын Синицын окончил Ленинградский институт журналистики. Участник и ветеран Великой Отечественной войны за организацию оборонительных работ в среднем течении Дона летом 1942 года был награжден орденом Красной Звезды, а в мирное предперестроечное время за серию публицистических работ в защиту сельских школ Иван Семенович был отмечен советским орденом «Знак Почета».
В восьмидесятые годы прошлого века публицист Иван Синицын и его единоверцы русского советского мышления в журнале «Наш современник», в «Учительской газете», в «Советской России», в «Правде», в «Сельской жизни», а также в выступлениях по Всесоюзному радио развернули широкую кампанию по разоблачению пагубных деяний чиновников от педагогической науки и народного образования. Сопротивление тех "вероломщиков" было яростным. Но Синицына и его сподвижников крепко поддержало учительство. Писем-откликов на их выступления были десятки тысяч. Характерно, что после каждой разоблачительной публикации в ЦК тогдашней Правящей партии на «красный ковер» вызывали ответственных редакторов изданий. Борьба была жестокой и долгой. Но за "синицынцами" стояли три миллиона советских учителей. Подрывные административные силы тогда отступили. Публикации Ивана Семеновича и его единомышленников получили высокую оценку бывшего Советского правительства.
Иван Семенович угас в Обнинске от тяжелой болезни в 1998 году... А проживи он еще десяток лет, как странно было бы ему слышать про законопроекты нынешней Правящей Партии, столь созвучные с идеями советских бюрократов от народного образования восьмидесятых годов прошлого века! Тех самых, с которыми Синицын так крепко "рукопашничал" на страницах столичных и областных журналов и газет.
...Бессмертный "лирический герой" Николая Васильевича Гоголя по фамилии Чичиков, как известно, пытался "делать бизнес" на скупке у крепостных "работодателей" так называемых "ревизских", то есть мертвых душ. Незабвенны пафосные монологи помещика Михаила Семеновича Собакевича о талантах его бывших рабов — каретника Михеева, плотника Степана Пробки, сапожника Михаила Телятникова.
Спустя полтора столетия после смерти гениального Гоголя моделирование духовности и пространства душевных перемещений снова стали исключительным правом «таинством посвященных» церковных посредников между Богом и верующим электоратом. Я же посмел здесь вспомнить советских писателей из Калуги, которые трактовали эти проблемы не в терминах богословия, а в традициях социалистического реализма.
Возможно, что они были не правы. То есть, не имели права!.. В этом твердо уверены нынешние администраторы российской культуры и словесности… Но вот что удивительно: лирические души, обитающие в духовном пространстве над страницами книг ушедших или уходящих писателей-фронтовиков, вовсе не мертвы. Они живы, бодры, энергичны не менее чем достославный советский воин Василий Теркин, потому что ввязываются в жаркие споры с современным читателем с первых же страниц романов, повестей, поэм и сборников стихотворений и тем самым заряжают сегодняшнего гражданина РФ (а ряды «совковых» читателей так быстро редеют!) светлой, жизнеутверждающей энергией социальной справедливости и народного советского патриотизма. http://bucharsky.ru/
На снимках:
*Сборник стихов и прозы советских писателей из Калуги и авторов из ГДР, округа Зуль.
*Справочник членов Союза Советских писателей 1982 года. Там есть имена писателей из Калуги.
*Рекламная листовка бывшего директора Бюро пропаганды художественной литературы Калужского отделения Союза писателей РСФСР.