Калуга. Циолковский, Вернадский и социалистическая мысль

24.05.2013

 

В. Я. Числов, литературный обозреватель РУСО – Русский Лад.

 Не знакомый с трудами Маркса и Ленина, ученый и писатель  К. Э. Циолковский  тем не менее придерживался социалистической ориентации  мировоззрения. Основоположник теоретической космонавтики, он считал  приоритетность государственных социальных программ неоспоримой перед корпоративными проектами извлечения финансовой прибыли за счет «распила» социальной части госбюджета. 

Константин Эдуардович был также непоколебим в уверенности, что реформирование социальной и экономической разрухи в бывшей российской империи, потерпевшей позорное поражение в  Первой мировой войне, возможно лишь в условиях мобилизационной экономики социализма. Вскоре после установления Советской власти в Калужской губернии в 1918 году  Циолковский узнал об организации Социалистической Академии общественных наук в Москве.

Не признанный прежним «царско-демократическим» режимом ученый-самоучка послал в эту структуру  свою автобиографию и предложил вниманию Ученого совета новой академии план задуманного им трактата «Социалистическое устройство человечества».

Социалистическая академия приняла  предложения известного ученого-космиста  с берегов Оки  и  Протоколом от 5 августа 1918 года К.Э.  Циолковский был признан членом-корреспондентом Академии общественных наук с приглашением работать в Москве.

Константин Эдуардович поблагодарил за избрание и просил дать ему возможность работать в Калуге, где он в спокойной обстановке будет более полезен академии. «Точильный камень не может резать, но сам навастривает все режущие инструменты. Может быть, и мне суждено сыграть эту роль между людьми», - писал он.

Советская власть губернии,  общественные организации региональной интеллигенции «Ассоциация натуралистов» (АСНАТ) и «Общество по изучению природы и местного края» (КОИ ПМК) оказывали посильную материальную помощь приокскому  космисту-материалисту.

В 1920 году по инициативе КОИ ПМК была отпечатана в калужской типографии напротив Троицкого Кафедрального Собора научно-художественная повесть  К. Э. Циолковского «Вне Земли» отдельной  книжицей тиражом в 200 «экземпов».  Это произведение –  «хождение» русского политехника Иванова по маршруту  Москва - Луна,  Калуга - Марс  –  К. Э. Циолковский закончил накануне Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 году. Путешествие межпланетной космической платформы, описанное в повести «Вне Земли»,  начинается весной 2017 года.

Продолжая заниматься исследованиями в области межпланетных сообщений, Циолковский в 1921 году начал писать трактат «Распространение человека в космосе». Русский философ естествознания рассматривал в нем различные способы достижения внеземных скоростей межпланетными кораблями

…Осенью 2007 года научная общественность и сообщества теоретиков и практиков космонавтики в Российской Федерации значимо отмечали 150-летие со дня рождения русского мыслителя и  основоположника теории межпланентных сообщений  К.Э. Циолковского. У федеральной и региональных властей РФ хватило политической воли;  у  финансистов-инвесторов нашлись средства на проведение торжественных мероприятий, создание скульптурных памятников. Корпоративные «благотворцы» даже перечислили кое-какие деньги на оплату расходов по изданию книг во славу  Гражданина Вселенной с берегов Оки.

В конце марта 2013 год отмечалось 150-летие еще одного «космического» гения из России Владимира Ивановича Вернадского. Хотя петербургско-московский профессор и академик по социальному статусу и масштабу европейской образованности превосходил самоучку-репетитора из Рязани, его юбилей праздновали в  РФ скромнее.

Что же касается пророческих предположений обоих «первых лиц» русского космизма, то они и у воздухоплавателя и ракетчика К. Э. Циолковского, и у геохимика  В. И. Вернадского не только равной дальности «загляда», но и сравнимы по  глубине  и перспективности.

Наиболее значимым юбилейным  мероприятием памяти создателя учения о ноосфере Земли был, на мой взгляд, круглый стол по теме: «Значение научных трудов великого русского ученого В. И. Вернадского для будущего развития  России и человечества», который Всероссийское созидательное движение «Русский Лад» организовало в Государственной Думе  РФ 11 марта 2013 года.

 Открывая заседание, член президиума ЦК КПРФ, руководитель ВСД «Русский Лад», депутат Государственной Думы  ФС РФ Владимир Степанович Никитин подчеркнул, что Конференция ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро  в июне 2012 года приняла решение о формулировании новых целей развития земной цивилизации. А научное наследие русского гения социальной ориентации В.И. Вернадского имеет огромную актуальность для разработки современных моделей развития человечества.

Устойчивым и непоколебимым было мнение Вернадского о значении науки: «Она увеличивает силу человечества, это основа его движения вперед». Председатель ЦК КПРФ Г. А. Зюганов в своем выступлении привел еще несколько пророчеств Вернадского. Такое, например: «Страна, которая не работает в области научной мысли, которая только усваивает образование, чужую работу – есть страна мертвая».

В.С. Никитин отметил в своем выступлении на форуме в Государственной Думе, что еще сто лет назад В. И. Вернадский первым из современников осознал и указал на космический масштаб грядущей мировоззренческой революции. В эссе «Мысли о современном значении истории знаний» он написал, что «в ХХ веке начал осуществляться коренной перелом научного мировоззрения, сравнимый с тем, который произошел в … VI веке до нашей эры, когда в религиозных исканиях шел поиск смысла бытия». Вернадский доказывал, что нужно рассматривать это явление в рамках такой научной реальности, как космос. Академик утверждал, что сейчас … законы Космоса остаются за гранью понимания многих политических движений и правителей».

…К сказанному о заседании круглого стола в Госдуме РФ хотелось бы прибавить,  что академик Вернадский принадлежит к числу великих русских космистов,  таких  как библиотекарь из Боровска  Н.Ф. Федоров,  епархиальный физик из Калуги К.Э. Циолковский,  пионер гелиобиологии  А.Л. Чижевский.  Именно потому  один из основоположников  космического ракетостроения,  организатор советской космонавтики академик С.П. Королев  упорно добивался создания на берегах Оки первого в истории человечества Храма космизма  –  Государственного музея истории космонавтики имени  К.Э. Циолковского  в Калуге.  Исторически знаковым событием  было то,  что первый камень  в основание Храма  космизма заложил  Первый космонавт Земли,  русский военный летчик  Юрий Гагарин.

…В начале апреля 2013 года в офисе регионального отделения КПРФ на Первомайской улице в Калуге состоялось собрание членов общественной организации РУСО – Российские ученые социалистической ориентации. В повестке дня были два вопроса: обсуждение итогов XV cъезда  КПРФ и  сообщение о форуме в Государственной Думе  РФ 11 марта по теме «Значение научных трудов великого русского ученого В. И. Вернадского для будущего развития России и человечества».

Член Союза писателей СССР,  пешеход  и  космист  из Калуги  Бучарский  В.В. –  автор ряда  книг о русских космистах, в том числе и научно-художественной повести «Светелка во Вселенной»,  изданной в 1998 году в Калуге в издательстве «Золотая аллея».  Как сказано в аннотации,  книга содержит популярное изложение познаний  человечества  о  Вселенной  с древнейших времен  до наших дней,  а также сведения о наиболее значительных представителях цивилизации в этой области и об освоении космоса.  Эту «социальную» по качеству книгу – дешевую в смысле полиграфии и бумаги, элементарного художественного оформления,  простоты и ясности изложения, можно найти в школьных и сельских библиотеках по всей России.

Достаточно глубоко и по-научному  строго рассказано в этой книжке о создателе «ноосферного»  учения  В.И. Вернадском. В главе «И все-таки Земля вращается» советский писатель Вячеслав  Бучарский рассказывал,  как в 1908 году профессор Вернадский участвовал в работе съезда Британской ассоциации наук,  где познакомился с  А. Эйнштейном,  Э. Резерфордом,  П. Кюри и  М. Складовской.  «Там была разрушена его вера в неделимость атома и возникла увлеченность радием, - говорится в очерке. – Вернувшись на родину, он с учениками занялся поиском первых месторождений радиоактивных веществ в России и организовал радиевую лабораторию в Петербурге».

Замечательно интересна и нерушима течением научного времени гипотеза Вернадского о происхождении Луны. «Вернадский,  разрабатывавший концепцию диссимметрии, то есть полного несоответствия живого вещества кристаллической симметрии,  дополнил гипотезу немецкого физика Р. Швиннера предположением о том,  что Луна родилась из Земли в тот момент Космического Времени,  когда наша планета проходила некоторую область космической диссимметрии.  А если так,  то кроме спирально-вихревого движения косного земного вещества,  отделившегося от поверхности планеты,  на Земле произошел  запуск и другого диссимметрического процесса – жизни живых существ».  («Светелка во Вселенной»,  стр. 48. Калуга, «Золотая аллея»,  1998 г.)   

В выступлении на собрании членов  КРО РУСО  В.В. Бучарский прочел фрагменты из своего текста очерка о Вернадском, после чего состоялась оживленная дискуссия участников собрания по поводу учения великого русского космиста о биосфере Земли,  усилиями мыслительной деятельности человечества превращающейся в сферу космического разума – ноосферу. http://bucharsky.ru/

 

            

Все Новости