Калуга "РУСО- Русский Лад": Административная симфония директора Скрипкина
01.04.2013
В.Я.Числов, литературный обозреватель ВСД «Русский Лад», Калуга.
Сердце играет важнейшую роль в духовной жизни человека, утверждается в Библии. Сердце, по Священному писанию, является органом всей симфонии душевных чувств. От сильнейшей радости до глубокой печали и скорби, от восторженной любви до ненависти и ярости (Ис.89:3, Иер.4:19; Вт.6:5; Мф.22:37; Иов.36:13; Псл.104:25).
После проведения чина Великого освещения восстановленного храма Рождества Пресвятой Богородицы в Перемышле 16 марта 2013 года Митрополит Калужский и Боровский Климент говорил в «светской» части своей речи о базовых категориях Православной Нравственности - сердечности, исихазме, духовной симфонии.
«Возрожденный храм станет духовным центром для жителей Перемышля и района,- такую уверенность высказал Климент.
Председатель Законодательного собрания Калужской области Виктор Бабурин в тот же день и в том же месте сказал: «В нашей области давно уже возникла симфония духовной и светской властей. А на примере этого храма мы видим еще одно подтверждение единства в нравственном созидании (подчеркнуто мной – В.Ч.) как духовной, так и светской властей… Когда люди богаты душою, то они способны к созиданию, к созданию материальных благ».
На снимке:
Проекты второй очереди Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского в Калуге.
…Торжества в Перемышле состоялись накануне весеннего равноденствия, солнечного календаря света. А мне припомнилось, как в «циолковские» дни сентября 2012 года, накануне астрономической осени, в Калуге отмечали 45-летие открытия «космического храма» - Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского. По этому поводу состоялось немногочисленное «действо» во Вводном зале музея на втором этаже, там, где пеший ход по диагонали ведет от лестницы к дубовым двойным дверям входа в Планетарий. Этот ход совершается под отраженным сиянием Первого искусственного спутника Земли – нержавеющего космического тела, изготовленного в Подмосковье и запущенного с помощью «королёвской» ракеты-носителя Р7. Макет этой «лучшей ракеты всех времен и народов» хорошо виден за двойными стеклами «оконной» стены Вводного зала.
…Спустя шесть веков после прогулок Данте и Беатриче в 1413 году по лунному «Раю идеальной Вечности», смоделированному гениальным поэтом Данте Алигьери в «Божественной комедии», в далекой от Флоренции России, в сельце Речица Курской губернии, в обыкновенной семье с «дворянской» фамилией Скрипкины родился в марте 1913 года русый мальчик, которого назвали Алексеем, а по батюшке Тимофеевичем. У этого ясноглазого звонкоголосого «курского соловья» оказалась непростая судьба, но красивая история жизни.
Весной 1962 года А.Т. Скрипкин, административный работник калужской системы народного образования, был назначен директором Дома-музея основоположника космонавтики К.Э. Циолковского, а осенью 1967 года он возглавил вступивший в строй первый в мире «космический храм» - Государственный музей истории космонавтики, построенный по личной инициативе русского академика космических проектов С.П. Королёва.
В марте 1973 года, объявленного годом Коперника, коллектив Государственного космического музея на берегах Оки отмечал 60-летие своего первого и любимого директора, харизматического и «исихазменного» лидера с Божьим даром духовной симфонии, А.Т. Скрипкина. Вполне можно даже сказать: не отмечали, а праздновали.
Вскоре после того Алексею Тимофеевичу удалось в московской командировке повстречаться с А. Г. Масевич, заместителем Астросовета СССР, мудрой кавказской красавицей и величественной светской «львицей» астрономических наук. Она стала доктором физико-математических наук в 1956 году и в качестве заместителя председателя Астросовета АН СССР вступила в космическую эру осенью 1957-го года. Алле Генриховне было поручено организовать и возглавить в СССР работы по оптическим наблюдениям за искусственными спутниками Земли.
Спустя 16 лет после запуска Первого в мире ИСЗ административному «симфонисту» Скрипкину удалось уговорить астрономическую «звезду» А. Г. Масевич провести очередную сессию Астросовета Академии наук СССР в Калуге, в планетарии Государственного музея история космонавтики имени К.Э. Циолковского.
…28 марта 2013 года в Калуге, в Государственном ( к счастью, еще не приватизированном) музее истории космонавтики имени К.Э.Циолковского отмечали 100-летие со дня рождения Первого директора ГМИКа Алексея Тимофеевича Скрипкина. Была открыта выставка, посвященная жизни и судьбе самого яркого калужского космиста послевоенного советского времени и небольшое, но сердечное и трогательное торжество, подобное тому, что происходило тут же, во Вводном зале ГМИКа полгода назад, в «циолковские» дни сентября 2012 года.
В числе официально приглашенных лиц на почти что семейном празднике был известный советский писатель, бывший во времена Скрипкина инженером планетария в ГМИКе, пешеход и космист из Калуги Бучарский В.В.
В своем выступлении автор многих «космических» книг вспомнил тот апрельский день 1973 года, когда «юный пенсионер» А.Т. Скрипкин и известная во всем ученом мире астрономическая «звезда» А. Г. Масевич торжественно шли по пустынному Вводному залу ГМИКА.
«Они направлялись к дверям Звездного зала – планетария, - рассказывал калужский пешеход. - Оба с бодростью счастливого оптимизма цокали каблуками: гостья - высоченными каблуками-шпильками роскошных туфель, Скрипкин - подкаблучными набойками углисто-черных штиблет… Они проходили ввиду мозаичного во всю стену панно с изображениями Героев Социалистического Труда в советской науке и политехнике с правой стороны. А с другой стены на Хранителя «храма космизма» А. Т. Скрипкина и А. Г. Масевич, чьим именем назвали одну из малых планет в Солнечной системе, с портретных горельефов приветственно взирали чеканные образы великих космистов: Коперник, Бруно, Галилей, Кеплер, Ломоносов, Циолковский, Эйнштейн.
Полированный гранит пола сверкал, как межпланетный лед; за двойными огромными окнами виднелась апрельская царственная Ока. Легендарные советские космисты Алла Масевич и Алексей Скрипкин шли по зеркальному граниту Вводного зала… Как казалось мне, тогда еще молодому писателю, выпускнику-заочнику Литературного института имени А.М. Горького, будто шли по идеальной Луне духовные герои «Божественной комедии» - философичная Беатриче и метафоричный Данте… http://bucharsky.ru/
На снимках:
1. Первый Хранитель Храма космизма в Калуге А.Т. Скрипкин с символическим «ключём» от Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского. Справа бывший «советский губернатор» Калужской области А.А. Кандренков. Калуга, октябрь 1967 года. Переснято на фотовыставке с оригинала краеведа В.Морозова.
2. «Астрозвезда» СССР А.Г. Масевич и летчик-космонавт СССР Г.Т. Береговой в Звездном городке. Апрель 1973 г. Фото ТАСС.
3. На открытии выставки присутствовали и выступили сын А.Т.Скрипкина, известный журналист и краевед В.А. Скрипкин, бывший руководитель департамента культуры Калужской области Ю.Н. Логвинов и директор Государственного музея истории космонавтики в Калуге Е.Н. Кузин.
4. Научно-художественная повесть Вячеслава Бучарского «Разведчик лунных берегов» рассказывает о научно-пророческом и художественно-фантастическом вкладе К.Э. Циолковского и других великих ученых и писателей в познание человечеством Луны. Калуга, издательство «Гриф», 2011 год.
5. Вид сквозь прозрачную стену Вводного зала Храма космизма на ракеты – королёвскую «семерку» и современные «духовно-древесные» произведения.