Калуга "РУСО- Русский Лад": Административная симфония директора Скрипкина

01.04.2013

В.Я.Числов, литературный обозреватель ВСД «Русский Лад», Калуга.


  Сердце играет важнейшую роль в духовной жизни человека, утверждается в Библии. Сердце, по Священному писанию, является органом всей симфонии душевных чувств. От сильнейшей радости до глубокой печали и скорби, от восторженной любви до ненависти и ярости (Ис.89:3, Иер.4:19;  Вт.6:5; Мф.22:37; Иов.36:13; Псл.104:25).

 После проведения чина  Великого освещения восстановленного храма Рождества Пресвятой Богородицы  в Перемышле 16 марта  2013 года  Митрополит Калужский  и Боровский  Климент  говорил  в «светской» части своей речи  о  базовых категориях Православной Нравственности  -  сердечности, исихазме, духовной симфонии.

«Возрожденный храм станет духовным центром для жителей Перемышля и района,- такую уверенность высказал Климент.

Председатель Законодательного собрания Калужской области Виктор Бабурин в тот же день и в том же месте сказал: «В нашей области давно уже возникла симфония духовной  и светской властей.  А на примере этого храма мы видим еще одно подтверждение единства в нравственном созидании (подчеркнуто мной – В.Ч.)  как  духовной,  так и светской властей…   Когда люди богаты душою,  то они способны к созиданию,  к созданию материальных благ».

На снимке:

Проекты второй очереди Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского в Калуге.

 

…Торжества в Перемышле состоялись накануне весеннего равноденствия, солнечного календаря света.    А  мне припомнилось,  как в «циолковские» дни  сентября  2012 года,  накануне астрономической осени,  в Калуге отмечали  45-летие открытия «космического храма»  - Государственного музея истории космонавтики имени   К. Э. Циолковского.  По этому поводу состоялось немногочисленное «действо» во Вводном зале музея на втором этаже,  там,  где пеший ход по диагонали ведет от лестницы к дубовым двойным дверям входа  в  Планетарий.  Этот ход совершается под отраженным сиянием  Первого  искусственного спутника Земли  –  нержавеющего космического тела,  изготовленного в Подмосковье  и  запущенного с помощью «королёвской»  ракеты-носителя Р7.  Макет этой «лучшей ракеты всех времен и народов»  хорошо виден за двойными стеклами «оконной» стены Вводного зала.

…Спустя шесть веков после прогулок  Данте  и  Беатриче  в 1413 году   по лунному «Раю идеальной Вечности», смоделированному гениальным поэтом Данте Алигьери  в «Божественной комедии»,  в далекой от  Флоренции  России,  в сельце  Речица  Курской губернии,  в обыкновенной семье с «дворянской»  фамилией Скрипкины родился в марте 1913 года  русый мальчик,  которого назвали Алексеем, а  по батюшке Тимофеевичем. У этого ясноглазого звонкоголосого «курского соловья»  оказалась непростая судьба,  но красивая история жизни.

Весной 1962 года  А.Т. Скрипкин, административный  работник калужской системы народного образования,  был назначен директором Дома-музея основоположника космонавтики К.Э. Циолковского,  а осенью 1967 года он возглавил вступивший в строй первый в мире «космический храм» - Государственный музей истории космонавтики, построенный по личной инициативе русского академика космических проектов  С.П. Королёва.

В марте 1973 года, объявленного годом Коперника, коллектив Государственного космического музея на берегах Оки отмечал 60-летие своего первого  и  любимого директора,  харизматического и «исихазменного»  лидера  с  Божьим даром духовной симфонии, А.Т. Скрипкина. Вполне  можно даже сказать:  не отмечали, а  праздновали.

Вскоре после того Алексею Тимофеевичу удалось в московской командировке повстречаться с  А. Г.  Масевич, заместителем Астросовета СССР,  мудрой кавказской красавицей и  величественной светской «львицей»  астрономических наук.  Она стала доктором физико-математических наук  в 1956 году и в качестве заместителя председателя Астросовета  АН СССР  вступила в космическую эру осенью 1957-го года.  Алле Генриховне было поручено организовать и возглавить в СССР работы по оптическим наблюдениям за искусственными спутниками Земли.

Спустя 16 лет после запуска Первого в мире  ИСЗ  административному «симфонисту» Скрипкину удалось уговорить астрономическую «звезду»  А. Г.  Масевич  провести очередную сессию Астросовета Академии наук СССР в Калуге, в планетарии Государственного музея история космонавтики имени К.Э. Циолковского.

…28 марта 2013 года  в Калуге, в  Государственном ( к счастью, еще не приватизированном)  музее истории космонавтики имени К.Э.Циолковского отмечали 100-летие со дня рождения Первого директора  ГМИКа  Алексея Тимофеевича Скрипкина. Была открыта  выставка, посвященная жизни и судьбе самого яркого  калужского космиста  послевоенного советского времени  и небольшое, но сердечное и трогательное торжество,  подобное тому, что происходило  тут же, во Вводном зале ГМИКа  полгода назад, в «циолковские» дни сентября 2012 года.

В числе официально приглашенных лиц  на почти что семейном празднике  был известный советский писатель, бывший во времена Скрипкина инженером планетария  в ГМИКе,  пешеход  и  космист  из Калуги  Бучарский  В.В.

В своем выступлении автор многих «космических» книг вспомнил тот  апрельский день 1973 года,  когда «юный пенсионер» А.Т. Скрипкин  и известная во всем ученом мире астрономическая «звезда» А. Г.  Масевич  торжественно шли по пустынному  Вводному залу ГМИКА.

«Они направлялись  к дверям Звездного зала – планетария, - рассказывал калужский пешеход.  -  Оба  с бодростью счастливого оптимизма  цокали каблуками:  гостья - высоченными каблуками-шпильками роскошных туфель,  Скрипкин  -  подкаблучными  набойками  углисто-черных штиблет…  Они проходили  ввиду мозаичного во всю стену панно с изображениями  Героев Социалистического  Труда  в  советской науке   и  политехнике  с правой стороны.  А  с другой стены на  Хранителя «храма  космизма»  А. Т. Скрипкина  и  А. Г. Масевич,  чьим именем назвали одну из малых планет в Солнечной системе,  с портретных горельефов приветственно взирали  чеканные образы  великих космистов:  Коперник,  Бруно, Галилей,  Кеплер,  Ломоносов,  Циолковский,  Эйнштейн.

Полированный  гранит пола сверкал,  как межпланетный лед;  за двойными  огромными окнами виднелась апрельская царственная  Ока. Легендарные  советские  космисты  Алла  Масевич  и  Алексей Скрипкин  шли по  зеркальному граниту  Вводного зала… Как казалось мне, тогда еще молодому писателю, выпускнику-заочнику  Литературного института имени А.М. Горького,  будто шли по идеальной Луне  духовные герои «Божественной комедии» - философичная   Беатриче  и  метафоричный  Данте…  http://bucharsky.ru/

                           

На снимках:

1.  Первый Хранитель Храма космизма  в Калуге  А.Т. Скрипкин  с символическим «ключём» от Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского.  Справа  бывший «советский губернатор» Калужской области А.А. Кандренков. Калуга, октябрь 1967 года. Переснято на фотовыставке с оригинала краеведа  В.Морозова.

2.   «Астрозвезда»  СССР  А.Г. Масевич  и  летчик-космонавт  СССР  Г.Т.  Береговой  в Звездном городке.  Апрель 1973 г.  Фото ТАСС.

3.  На открытии выставки присутствовали  и  выступили  сын А.Т.Скрипкина,  известный журналист и краевед В.А. Скрипкин, бывший руководитель  департамента культуры  Калужской области  Ю.Н.  Логвинов   и  директор Государственного музея истории космонавтики в Калуге  Е.Н.  Кузин.

4.  Научно-художественная повесть Вячеслава Бучарского «Разведчик лунных берегов»  рассказывает о научно-пророческом  и  художественно-фантастическом вкладе  К.Э. Циолковского и других великих ученых и писателей  в познание человечеством  Луны.  Калуга,  издательство «Гриф», 2011 год.

5.  Вид сквозь прозрачную стену Вводного зала  Храма космизма  на ракеты – королёвскую  «семерку»   и современные  «духовно-древесные» произведения.


Все Новости