КРО "Русский Лад - РУСО". "Новый лад» русских собственников: без метлы и лопаты
26.03.2013
В.Я.Числов, литературный обозреватель «Русский Лад – РУСО»
Будь в Калуге в конце марта 1933 года такой же «снеговал», то домовладелец с Коровинской улицы пенсионер К.Э. Циолковский непременно выходил бы на борьбу с метельными заносами с лопатой и метлой. Уж больно крут спуск-подъем к Оке и по нынешней улице Циолковского. Варваре Евграфовне, супруге орденоносного основоположника космонавтики, не выбраться было бы в город – на базар и в керосиновую лавку…
Сосед с первого этажа, очередной собственник «продажной» квартиры, поднялся утром в понедельник к нам на восьмой этаж за метлой и лопатой. «Вах-вах, - причитал молодой дюжий «иммигрант» восточной национальности. - Такой снэг, ну такой снэг, мой «Калина красная» по самый крыша засыпал»! Я спросил у Марата, как же он, авто- и домовладелец, обходится без метлы и лопаты? «Слушай, дорогой товарыш пешеход, у нас в Самарканд не бывает вообще ни дождь, и ни снег тожи!..»
На снимке: Снега на улице К.Э. Циолковского в современной Калуге.
У меня, пешехода, лопата имелась. Не простая, из титанового сплава. Потому-то супруга, «ромдвориковская» огородница, хранит такое сокровище в зимнюю пору на балконе восьмого этажа в Калуге. Часа через полтора снова позвонил в дверь Марат.
«Слушай, дорогой товарыш пешеход! Ну, если бы не такой замечательно нержавеющий лопата, я бы не откопал свой «калин-малин»! Твой лопата дажи легче олимпийский факел из Сочи!»
Пряча любимый инструмент жены, кооперативной владелицы участка в четыре сотки и деревянной «избушки» на дубовой «подушке», я вспомнил мудрого домовладельца из калужского прошлого восьмидесятилетней давности Константина Эдуардовича Циолковского.
Автор замечательной, много раз переизданной советским «Детгизом» книжки «Циолковский рассказывает…» Констатин Алтайский очень живо описал зимнее утро 1933 года в доме на Коровинском спуске в Калуге:
«…Семь часов утра. Циолковский просыпается. Смотрит на часы. Пора! Встает. Одевается. Аккуратно заправляет постель. При любой погоде раскрывает настежь окно и проветривает комнату. Через веранду выходит на плоскую крышу, вытряхивает полосатый домотканый половичок. Оглядывает небо, запевает. Поет как птица, без слов.
…Уборка комнаты, чистка одежды и обуви, а особенно колка дров заменяют ему утреннюю гимнастику. Еще совсем недавно он сам ходил с ведрами воды на колонку.
…Заботливая Варвара Евграфовна давно уже стряпает. За стол ведь садится целая орава. В русской печи потрескивают березовые дрова, на чугунной сковороде громко стреляют шкварки, жарится картошка.
Циолковский деловито заглядывает в печку. Березовые дрова! Обвитые белой берестой, сухие, звонкие, как они весело горят! Он не торопясь достает из-под лавки тяжелый колун и уходит во двор. Колка дров для него наслаждение. Выбрав суковатое полено, он ставит его на попа, взмахивает колуном, и – раз! – полено разлетается. Половинки тоже раскалываются надвое. Поленница остро пахнет мхом, древесиной, муравьиным спиртом. С детства волнующий, наводящий на приятные воспоминания запах!..
В сборнике калужских писателей «На берегах Оки», изданный к 600-летию Калуги, есть рассказ замечательной калужской писательницы-космистки Надежды Усовой «У тихой реки». Там описан полицейский обыск у домовладельца К.Э. Циолковского и очень живо нарисованы бытовые обстоятельства в частном доме в Калуге у тихой Оки.
…События минувших дней, предпоследних выходных в марте 2013 года, оказались «лакмусовыми» для «нового лада» российской действительности, нового строя ЖКХ-отношений между имущими и неимущими «собственниками» единой федеральной России. И, на мой взгляд, этот «лакмус», то есть пробная «краскобумажка» для определения кислотности или щелочности среды обитания русского народа, имел в те дни тревожную окраску.
На снимках:
* «Философский» бокал для чаепития К.Э. Циолковского.
* Хранилище «ресурса» жизнеобеспечения - сарай для хранения дров и домовладельческого инструментария основоположника теоретической космонавтики.
* Сборник произведений калужских писателей в последний раз издавался в 1972 году к 600-летию Калуги.
* В первой книге молодого писателя из Калуги Вячеслава Бучарского «Притяжение космоса», изданной в 1976 году, есть глава, посвященная жизни семьи Циолковских на Коровинской улице.