«Руки прочь от наших святынь: великого, могучего Русского Языка и Русской Литературы!» Интернет-портал Русская народная линия об обращении лидера КПРФ Г.А. Зюганова

02.02.2013

Русская народная линия 


На Интернет-портале Русская народная линия размещен материал о пресс-конференции Г.А. Зюганова в ИА «Росбалт», где было представлено его открытое письмо в защиту отечественного образования, русского языка и русской литературы.



29 января в ИА «Росбалт» состоялась пресс-конференция Г.А. Зюганова «Об удалении с уроков русской литературы ведущих русских классиков», сообщает сайт КПРФ. В пресс-конференции помимо лидера Компартии также приняли участие В.С. Никитин, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, председатель Координационного совета Всероссийского созидательного движения «Русский Лад»; О.Н. Смолин, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию; Л.Г. Баранова-Гонченко, сопредседатель Союза писателей России; С.Н. Есин, писатель, профессор Литературного института имени Горького; В.Н. Крупин, писатель, сопредседатель Союза писателей России.

Открывая пресс-конференцию, Г.А. Зюганов обратился к ее участникам, отметив, что «главными ценностями в современном мире являются образование и здоровье». «У меня в руках доклад, предназначенный только для посвященных, под названием "Образование для России в переходный период". Он был подготовлен еще в ноябре 1994 года Всемирным банком. Этот доклад является программой для реализации образовательной политики в Российской Федерации. В его подготовке участвовали представители 10 стран и наша "пятая колонна", которая за это получила тремя траншами 220 миллионов долларов», - рассказал Г.А. Зюганов.

«Мне казалось, - продолжил политик, - что это не дойдет до наших школ и наших школьников, но я глубоко ошибся. Открываем первые страницы доклада, где ясно написано, что система профтехобразования, которая у нас была, не нужна. Что рынок все отрегулирует. Результат – почти все профтехобразование бросили под нож, и сегодня самыми дефицитными специалистами являются токари и слесари».

«Здесь написано, - отметил далее лидер КПРФ, - что не нужны инженеры, а нужны бакалавры и магистры. Результат – грамотного инженера сегодня днем с огнем не найдешь. Здесь также написано, что система подготовки педагогических кадров не соответствует новым требованиям, что она готовит людей коллективистского типа, а надо готовить хищников, так называемых "квалифицированных потребителей"».

«Министр образования Ливанов недавно провел аудит вузов, - напомнил Г.А. Зюганов. – В России 44 педвуза, 30 из них признаны неэффективными, включая ведущий московский вуз, где работают и учатся 30 тысяч человек. Что это означает? Это означает, что на всю Сибирь, от Урала до Дальнего Востока, остаются только два эффективных педвуза. А у нас уже сейчас в начальной школе 8 из 10 преподавателей – пенсионного или предпенсионного возраста. Но учитель начальных классов – это же вторая мать, и подготовка его – очень сложное дело».

«Я этот доклад вручил Путину, когда он был премьером и отчитывался перед Думой. Я просил его остановить это безумие в нашем народном образовании. Ведь эта программа последовательно, цинично и беспощадно реализовывалась целых восемь лет», - напомнил лидер КПРФ.

«Теперь господин Ливанов принимает новое решение. Опять на американский грант, который выиграл некто Ланин, предложен список литературы для изучения в нашей российской школе. Этот список возмутителен по своей сути, унизителен по характеру и абсолютно недопустим. Потому что нельзя в школе готовить человека, который не понимает, что такое русская классика, что такое русское слово, что такое русская речь, и что такое русский язык», - подчеркнул Г.А. Зюганов.

По словам лидера КПРФ, если до революции единство страны обеспечивали слова «Бог, Царь и Отечество», в СССР – единый народно-хозяйственный комплекс и единая партия, то «сегодня же держит нас в единстве в основном русский язык». «Если его преподавание выхолащивается, а преподавание литературы сводится к "указивкам" людей, которые якобы служат нашей стране, но за иностранные деньги, то вы понимаете, чем это закончится», - отметил Г.А. Зюганов. «Министерство образование возглавляет не министр, а разрушитель, который, по сути дела, ведет разрушительную, предательскую политику», - подчеркнул лидер КПРФ.

Слово для выступления также было предоставлено первому заместителю Председателя Комитета Государственной Думы по образованию Олегу Смолину. Он привел в пример мнение известного французского поэта, прозаика, мыслителя и критика Поля Валерии, который считал, что в мировой истории было три культурных вершины: это античное искусство, европейское искусство эпохи Возрождения и русская литература 19-го века. Смолин отметил, что литература в школе выполняет две важнейшие функции. Первое, это воспитание души, а второе – формирование национальной идентичности. И с тем и другим, подчеркнул Смолин, сегодня наблюдаются явные проблемы.

«В 2007 году Государственной Думой при нашем противодействии был принят закон, который исключил полностью содержание из образовательных стандартов. У нас стандарты есть, а содержания в них нет, - рассказал О.Н. Смолин. - Поэтому образовательное сообщество, интеллигенция не могут повлиять на формирование нашего образования».

Депутат назвал и другие недостатки современной образовательной системы. «Школьные программы имеют примерный характер. Школы могут их учитывать, а могут и не учитывать». «Количество часов литературы сократили, - рассказал О.Н. Смолин. - Значительную часть произведений классической литературы теперь изучают в 5-9-х классах. В этом возрасте такие произведения, как "Война и мир", детям понять очень сложно». «С 90-х годов стали вычищать духовно-нравственное содержание русской литературы. Потому что русская литература всегда была близка идеям справедливости, а для того, чтобы формировать бандитский капитализм, эти идеи ни к чему», - отметил политик.

«Сюда накладываются проблемы, связанные с ЕГЭ, - продолжил депутат. - Еще недавно на экзаменах ученикам задавали вопросы типа: как звали лошадь Вронского или какого цвета были глаза у Татьяны Лариной. Теперь стали спрашивать: какие художественные приемы применили Сергей Есенин или Александр Пушкин в таких-то строках. Пушкин про такое преподавание сказал бы словами Сальери: "Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп"».

«Школа должна опираться на классику. Надо увеличить в школе число часов на изучение литературы. Надо вернуть школе духовно-нравственное содержание. Надо вернуть содержание в образовательные стандарты. Все это предусматривалось в законопроекте КПРФ о народном образовании, но думское большинство в лице "Единой России" его отклонило», - заключил О.Н. Смолин.

Писатель, сопредседатель Союза писателей России Владимир Крупин сказал о недопустимости включения в школьную программу работ А.Эппеля и Л.Улицкой. «У Эппеля в этом (предлагаемом к включению в программу – ред.) рассказе мальчики и девочки смотрят, как спариваются кролики. И все это изложено матерным языком. А Улицкая и вовсе описывает аборты, - объяснил писатель. – Это же ужасно».

В то же время, отметил В.Н. Крупин, из школы хотят убрать классические произведения Василия Белова. «А почему нет в программе Шмелева? А Гончарова?» - задал он вопросы чиновникам от образования. «Русская литература – лучшая в мире, и пора уже этим гордиться. Приведу пример: чем больше мы изгоняем нашу литературы из страны, тем больше к нам едет иностранцев ее изучать. Изучают, а мы изгоняем», - выразил возмущение писатель. По мнению Владимира Николаевича, положение с преподаванием отечественной литературы более чем тревожное. «Мы уже подошли к краю пропасти – надо сопротивляться», - подчеркнул он, завершая свое выступление.

Писатель, профессор Литературного института имени Горького С.Н. Есин назвал два классических романа нового времени, которые, по его мнению, являются родоначальниками целого направления в литературе. Это роман «Как закалялась сталь» Николая Островского и роман «Молодая гвардия» Александра Фадеева. Эти произведения изъяты из школьных программ в российских школах, но до сих пор подробно изучаются в Китае. «Давайте снабдим нашего ребенка базовыми знаниями о России, ее народе и ее истории. Все остальное он найдет сам», - предложил С.Н. Есин.

По мнению секретаря Союза писателей России Л.Г. Барановой-Гонченко, вычеркивание из программы по литературе русских классиков может повлечь разрушение российского государства и общества. «Наступление на русскую литературу – это наступление на нашу государственность, на русского человека и на семью», - сказала Л.Г. Баранова-Гонченко. Как считает секретарь Союза писателей, наша литература всегда воспитывала патриотов, выстраивала связь между всеми видами искусства и обеспечивала единство каждой русской семьи: «Еще недавно и бабушка, и ее дети, и внуки знали и любили одних и тех же героев – Наташу Ростову, Пьера Безухова… Сегодня, убирая русскую литературу из школы, властями прорывается такой культурный ров, через который просто невозможно будет переступить». «Проявить мужество и защитить наследие русской мысли – это обязанность каждой семьи», - отметила Л.Г. Баранова-Гонченко.

Как считает депутат Государственной Думы, председатель Координационного Совета Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» Владимир Никитин, прекращение изучения в школе произведений ряда русских классиков – это один из этапов деятельности по уничтожению цивилизационного кода России. «Сегодня идет война против русского народа», - констатировал политик. Он подчеркнул, что делается это все под личиной патриотической риторики, которая сильно расходится с реальной политикой. В подтверждение своих слов один из лидеров «Русского Лада» привел цитату из Послания В.В. Путина Федеральному Собранию, оглашенного в прошлом году: «Россия столкнулась не только с экономическим, но и с ценностным кризисом… Мы должны укреплять духовно-нравственную систему общества».

Что же делается на самом деле? По словам В.С. Никитина, помимо того, что из школьной программы убирают русских классиков, признаются «неэффективными» педагогические и литературные вузы, закрываются музеи, посвященные классикам русской культуры, закрываются картинные галереи художников, которые пишут о русской природе и воспевают величие русского человека. «Словом, убирают носителя русской культуры», - подчеркнул В.С. Никитин.

Первый удар не зря наносят именно по литературе, считает политик. «Язык – это и есть народ, говорил Пушкин. Слово – это эффективное оружие – им можно и вылечить, и убить. Можно словом вдохновлять на подвиги, на воцарение мира во всем мире, на развитие разума. А можно словом опустить до уровня животного», - напомнил В.С. Никитин. «Никто нам не поможет, пока мы сами не поймем, что должны сражаться. Именно поэтому мы создали "Русский Лад" - чтобы спасти всю русскую цивилизацию от гибели. И основная наша задача – защищать русский язык как главное достояние русского народа и символ единения русского мира», - такими словами завершил свое выступление Владимир Никитин.

В ходе пресс-конференции Г.А. Зюганов продемонстрировал открытое письмо «В защиту русского классического наследия в российских школах» и предложил всем участникам мероприятия поддержать данное обращение. Как отмечается в открытом письме Президенту России В.Путину, премьер-министру Д.Медведеву, министру образования Д.Ливанову, а также членам Совета безопасности РФ, деятелям культуры и учителям-словесникам, «в истории и системе российского образования произошли события, смысл и значение которых можно квалифицировать как реальную угрозу национальной безопасности».

«Из программы общего полного среднего образования по русскому языку и литературе почти полностью исключены имена и произведения русских классиков, составляющих основу нашей духовности, основу всей русской и советской культуры и цивилизации, - говорится в документе. – Список этих имен не только для интеллигенции России, воспитанной в духе признания и любви к русской классике, но и для всего просвещенного народа российского, чудовищен. Вслушайтесь в эти имена: Крылов, Радищев, Жуковский, Грибоедов, Гоголь, поэты Пушкинской плеяды: Кольцов, Никитин, А.К. Толстой, Майков, Лесков, Шмелев, советские классики: Белов, Симонов, Исаковский, Рубцов. Из программы выпали хрестоматийные произведения А.С. Пушкина: "К Чаадаеву", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный", "Евгений Онегин"; М.Ю. Лермонтова: "Родина", "Нет, я не Байрон"...»

Как считают авторы обращения, авторами и идеологами новой системы гуманитарного образования «избран изощренный метод уничтожения не просто принципов национального образования, но удушения самого русского духа нашей культуры», ведь с именами «провинившихся», по мнению либералов, русских классиков связано «как создание неповторимого народно-поэтического языка, так и образа самого Человека - с его трепетной душой, как у толстовского Платона Каратаева. Всемирной отзывчивостью, как у князя Мышкина Достоевского. Женской чистотой и верностью, как у пушкинской Татьяны Лариной. Неприятием коррупции, как во всем "Ревизоре" у Гоголя. Беззаветным советским патриотизмом, как у Симонова в стихотворении "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины" и многое другое».

«По-видимому, именно этот ярко выраженный национальный и острый социальный смысл нашей литературы и претит нынешнему Министерству образования, решившемуся на окончательное удушение русского просвещения. Так осуществляется преступный замысел "изменения менталитета через школу", то есть геноцид народа посредством образовательных реформ. Ведь именно на этой литературе в России и в Советском Союзе воспитывались поколения людей, образующих, по выражению А.Даллеса, "самый непокорный народ на земле". Да, непокорный, непокоренный, спасавший Шипку и Плевну, Прагу и Варшаву, выстоявший в блокаду Ленинграда и отстоявший Сталинград. А с каким народом устремится современная Россия в будущее? С каким умственным и нравственным багажом придут сегодня молодые люди в Российскую Армию, школы, медицинские учреждения, космические центры, дипломатические миссии?» - задаются вопросами авторы документа.

Как справедливо отмечается далее, «отношение к русскому языку и русской классике – это, в том числе и отношение к русскому народу». «Не случайно, - напоминают авторы обращения, - выпускники чувашских ВУЗов вместе с дипломами получают на память одну из самых современных книг нашего времени – книгу чувашского просветителя Ивана Яковлева "Духовное завещание чувашскому народу" ("Халал"), написанную еще в 1921 году: "чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли.... Народ этот да будет руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него. Трудна была жизнь этого народа, много горести и несчастий встретил он на своем долгом и скорбном пути, но он не угасил в себе светочей духа и не утратил понимания своего высокого призвания... Русский народ выстрадал свою правду, и нет сомнения, правдой этой он поделится с вами. Верьте в Россию, любите её, и она будет вам Матерью"».

Идеологам и исполнителям «нового образования» следовало бы самим приобщиться и растиражировать этот документ, добавив его к учебной программе, а не укорачивать её до преступного минимума, но вместо этого мы видим совсем другое: «может быть чиновников от образования смущает именно это ярко выраженное национальное обстоятельство, которое так пронзительно высказано у Константина Симонова в стихотворении 1941 года: "что русская мать нас на свет родила, что в бой, провожая нас, русская женщина три раза по-русски меня обняла"? Уж слишком очевидно проявлен антирусский след в обращении чиновников с материалом классики».

«Русская литература всегда изучалась в неразрывной связи с нашей историей. Взаимопроникая, они дополняли и уточняли друг друга. Таким образом, посягая на русскую литературу, Министерство образования в очередной раз искажает отечественную историю. Из образовательного процесса выпала и великая воспитательная русская критика, без которой невозможно формирование полноценного гуманитарного сознания учащегося. "Тесня русскую классику, - говорил выдающийся ученый-филолог, член-корреспондент РАН Н.Н. Скатов, - мы лишаем доверенное нам молодое поколение не только прошлого, мы лишаем его будущего"», - отмечается в документе.

Сегодня же, пишут авторы обращения, «мы переживаем самый позорный этап, когда… насильственно внедряют в программное обучение не просто случайные книги, но часто и произведения, пронизанные антипатриотизмом и русофобией».

В связи с этим авторы документа решительно требуют «оградить русскую школу от таких экспериментов, от духовной резервации. Мы можем только приветствовать основные положения программы Президента РФ о патриотическом воспитании граждан России. Мы поддерживаем идею ста приоритетных книг и ста фильмов для нашей молодежи, выдвинутую также Президентом страны. Но мы никогда не согласимся, чтобы одновременно с этими инициативами наших детей в школе делали в буквальном смысле Иванами, не помнящими родства. Кроме родства кровного, у детей есть духовная родословная - это наша великая русская классическая литература. Мы обращаемся к творческой и научной интеллигенции всей России, ко всему русскому народу, к братским народам Российской Федерации с солидарной просьбой и призывом - защитить наше главное общее богатство - Русское Слово. Мы должны остаться верными клятве военных лет Анны Ахматовой: "И мы сохраним тебя, русская речь..." Мы обязаны продолжить миссию нашего национального гения А.С. Пушкина: "Слух обо мне пройдет по всей Руси великой. И назовет меня всяк сущий в ней язык - и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык". Руки прочь от наших святынь: великого, могучего Русского Языка и Русской Литературы!».



Открытие обращение подписали Г.А. Зюганов, В.С. Никитин, О.Н. Смолин, Л.Г. Баранова-Гонченко, С.Н. Есин и В.Н. Крупин.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам

Все Новости