В результате агрессивной политики ФРС США на рынке выросли цены на активы, а ставки по кредитам упали

16.12.2012

Майкл Хартнетт, Bank of America Merrill Lynch

Деньги ФРС перевернули мир акций и облигаций с ног на голову, считает Рубини.

Инвесторы, угнетенные сверхнизкими ставками на развитых рынках, мечутся по миру в поисках высокой доходности. Соотношение рисков и цены теперь никто почти не учитывает - все считают, что центробанки, если что, вновь зальют пожар ликвидностью. Но любое негативное событие может подорвать эту веру, и рынки рухнут по всему миру

В мире сейчас 14 экономик, которые имеют ставки, близкие к нулю. Их совокупный рынок акций и облигаций оценивается на $65 трлн. Политика сверхнизких ставок в большей части мировой экономики заставляет инвесторов неадекватно оценивать риски и бездумно вкладываться во все, что может принести доход - от бумаг европейских банков до муниципальных облигаций развивающихся стран.

Экономисты Фонда мировой экономики Нуриэля Рубини отмечают пугающие изменения на мировых финансовых рынках, вызванные бесконечными количественными смягчениями - впрыскиваниями многих миллиардов свежих долларов, евро, иен и фунтов. Теперь цены на них определяют центробанки, а инвесторы их принимают. В четвертом квартале 2012 года эта тенденция усугубилась- это видно на том, как росли прибыли от вложений в рисковые активы.

В результате агрессивной политики ФРС США и других регуляторов на рынке сложилась совершенно нетипичная ситуация. Из-за количественных смягчений и низких ставок выросли цены на активы, а ставки по кредитам упали. Такого в "нормальных" условиях быть не может.

 ФРС в среду дала старт новой гонке за рисковыми активами, объявив о расширении программы количественного смягчения и о более длительном периоде низких процентных ставок. Экономисты называют эту программу "игрой на ожиданиях" - ФРС пытается убедить всех, что смягчения будут продолжаться, пока ситуация кардинально не улучшится.

Для рынков это значит, что премия за риск во всем мире будет снижаться до тех пор, пока инвесторы верят центробанкам, но любая политическая ошибка может разрушить новый порядок, предупреждают в Фонде Рубини. А, значит, политикам придется идти дальше по минному полю Любое крупное негативное событие вроде намека на провал реструктуризации госдолга Испании может разрушить этот слабый баланс.

  ФРС, ЕЦБ и другие регуляторы изменили рынки

  • В 2013 году темпы роста развитых стран упадут ниже 1%. Рост развивающихся стран превысит 5%, но Китай продолжит замедляться.
  • Постепенно в развитых странах будут списываться долги - правительства, корпораций, банков и населения.
  • Центробанки продолжат стимулировать экономику нетрадиционными способами. Итогом станет рост стоимости активов и снижение премии за риск, а инвесторы будут стремиться и дальше вкладывать деньги в рисковые активы.
  • Проблемы Европы никуда не делись, европейские политики и ЕЦБ просто купили себе время.

 В 2011 году инвесторы убегали на "островки безопасности" и старались не брать на себя финансовых рисков. В 2012 году они продолжили бы делать тоже самое, но все изменили центробанки, залившие рынки ликвидностью во второй половине года.

 В 2012 году инвесторы старались держаться подальше от акций банков еврозоны, зато активно покупали другие рисковые бумаги, например, британские акции или субординированные кредиты в евро. Хорошие результаты показали и акции американских банков, инвесторы вкладывали в них деньги, надеясь на восстановлени

Тем не менее, за пределами Австралии, Канады и Швеции акции всех банков развитых стран торгуются ниже номинала. Трейдеров пугают опасения за платежеспособность банков и повышение нормативных требований к банковскому капиталу.

Европейские банковские облигации в 2012 году показали лучшие результаты, чем американские. Например, одни из лучших результатов показали облигации итальянских банков.

 

 Лучшую доходность показывают канадские и австралийские банки

 

В "нормальном" мире, то есть мире, в котором экономика растет согласно или чуть выше тренда, а операционные условия стабильны, все устроено по-другому: доходность по облигациям должна быть выше дивидендной доходности по акциям, но при этом прибыль компаний должны расти.

В 1992 году доходность по облигациям американских финансовых корпораций составляла 7%, а дивидендная доходность S&P 500 - всего 2,5%. Затем за 10 лет ВВП вырос на 68%, а дивиденды - в три раза. В итоге, доход от владения акциями на 50% превысил доход от облигаций.

Сегодня в США разрыв в доходностях акций и облигаций заметно снизился, а в Европе доходность по облигациям уже ниже, чем по акциям.

 

 Доходность облигаций в США чуть выше дивидендной доходности

 

А в Европе - уже ниже

 

К такой ситуации на рынке облигаций и акций привела нетрадиционная монетарная политика центробанков. Инвесторы окончательно поверили, что монетарные регуляторы могут снизить риск дефолта до минимальных значений, даже несмотря на нестабильность финансовой системы и низкий спрос. Итогом стало снижение доходности облигаций и рост стоимости акций.

 

  • С середины 2010 года в США растет уровень дивидендов на одну акцию. В Европе же произошло настоящее ралли дивидендной доходности - она достигла 4%. Инвесторы просто отказываются учитывать, что в некоторых частях еврозоны продолжается жесткая рецессия.
  • Рост дивидендов американских банков после кризиса старалась всячески подавить ФРС. До сих пор некоторые банки так и не начали выплачивать дивиденды, даже несмотря на постепенное выздоровление экономики и рынка недвижимости. Банк Англии, куда менее агрессивный и влиятельный, также проводил аналогичную политику.
  • А вот европейские банки пока не приняли этого лекарства и не начали снижать дивиденды. Но с учетом рецессии только из-за агрессивной политики центробанков цены на активы не смогут расти бесконечно.

 

В поисках доходности инвесторы устремились в развивающиеся страны, несмотря на все присущие им риски.

Для развивающихся стран это хорошо и плохо одновременно, уверены авторы блога BeyoundBrics Financial Times. Хорошо, потому что инвесторы и дальше будут искать высокую доходность, часть ликвидности попадет даже в облигации тех развивающихся стран, которые не имеют инвестиционного рейтингов.

С другой стороны, потоки горячих денег приведут к тому, что ставки в развивающихся странах упадут, и инвесторам они перестанут быть интересны. Попутно валютам развивающихся стран нанесет урон слабый доллар, из-за чего усилится опасность новых валютных войн.

 

Деррик Ирвин, Wells Fargo Advantage Emerging Markets Equity Fund:

 

  • В краткосрочной перспективе политика ФРС даст стимул для роста финансовых рынков развивающихся стран. Но в целом рост мировой экономики останется слабым.
  • Это должно привести к новым искажениям на рынках капитала: инвесторы в поисках доходности игнорируют оценки рисков.

 

Эрик Бауэр-Роув, Wells Fargo Advantage Emerging Markets Equity Fund

 

  • Объявление о программе означает, что ставки на рынке еще долго останутся на минимальных значениях. Это означает, что приток средств в фонды развивающихся стран продолжится, так как инвесторы ищут высокие ставки.
  • Конечно, некоторые позитивные оценки развивающихся стран выглядят натянутыми. Но потоки наличных ждут, когда их инвестируют, они все еще продолжают искать себе дом.
  • Как только денежные потоки начнут работу в развивающихся странах, спреды снизятся, инвесторы начнут искать новые рисковые активы. Например, некоторое улучшение уже показали европейские рынки. Но пока развивающиеся страны с высокими доходностями и более или менее надежными компаниями выглядят привлекательно.

 

Рынку катастрофически не хватает доходности и инвесторы готовы вкладывать деньги в любую облигацию в любой точке мира, которая предлагает купонный доход. Спрос на активы с высокой доходностью, например, в развивающихся странах или на ипотечные бумаги, стремительно вырос в этом году.

 

Спрос на доходность уже затрагивает даже самые высокорисковые развивающиеся рынки. В таких странах как Замбия или Ангола спрос на облигации превышает предложение. В ходе выпуска муниципальных облигаций Лагоса в Нигерии удалось выручить $2 млрд с ставкой по купону в 14,5%.

 

Что будет дальше? Можно провести аналогию с 1994 годом, тогда неожиданный рост экономики привел к появлению довольно неприятного медвежьего рынка облигаций. Не даром и между 1993 и 2012 годом так много сходств.

Все Новости