Независимый экономист Владислав Жуковский: Дворкович расписался в недееспособности властей
10.10.2012
Независимый экономист Владислав Жуковский для KPRF.RU.
В последние несколько недель вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий ТЭК и инновационный сектор в правительстве в ранге вице-премьера, разразился очередной целой чередой громких и откровенно скандальных заявлений, которые в любой нормально и демократической стране вызвали бы интерес не только у СМИ и общества, но также и у правоохранительных органов за подозрение в агентурной деятельности.
Насколько можно судить, Дворкович уже давно превратился в рупор идей премьера Медведева и того клана либеральных фундаменталистов, которые окружают нынешнего премьера и, по сути дела, на протяжении 20 лет псевдо рыночных преобразований занимают ключевые почты в финансово-экономическом блоке правительства, администрации президента и многочисленных «экспертных» советах.
В принципе непонятно, по какой причине Дворкович, будучи вице-премьером, отвечающим за многократно обещанную модернизацию экономики и отраслевую диверсификацию промышленности, занимается раздачей исключительно политических лозунгов, а не отчитывается о результатах работы правительства. Он вообще ни слова не говорит о реальном положении дел в несырьевых секторах экономики, упадке наукоёмкой промышленности и усиливающейся деградации «экономики трубы».
За последние несколько дней Дворкович умудрился сделать целый ряд крайне знаковых заявлений, которые более чем наглядно отражают истинную сущность проводимой в стране социально-экономической политики и реальную мотивацию критически значимой части российских коррумпированных чиновников.
На ежегодном форуме «Россия зовёт!», организованном вторым по величине госбанком России ВТБ, вице-премьер Дворкович, курирующий экономические вопросы в правительстве, открыто заявил, что в настоящий момент в стране происходит радикальная ломка системы государственного управления и экономической системы.
По сути дела, Дворкович открыто признался как в своей собственной недееспособности, так и недееспособности всего экономического блока правительства. По его мнению, в России «в целом неплохая макроэкономическая политика. Она чётко определена для того, чтобы все остальные составляющие политики были сформулированы и претворены в жизнь. Я имею в виду деятельность ЦБ, четкие планы по внедрению бюджетного правила на долгосрочную перспективу. Нет определенности в пенсионной системе, здесь предстоит принять решение, и мы очень близки к этой точке».
Если под «неплохой макроэкономической» политикой понимать всяческое отсутствие таковой в принципе, то в таком случае, возможно, она и неплохая. Не стоит удивляться тому, что отсутствие какой бы то ни было, пускай даже самой плохой и непродуманной, промышленной, денежно-кредитной, научно-технической, структурной, налогово-бюджетной политики рассматривается либералами как индикатор «неплохой» макроэкономической политики. Точнее сказать, политика всё-таки имеется, однако она, насколько можно судить, в корне противоречит государственным интересам России и несовместима с жизнью 70% населения страны с доходами менее 20 тыс. рублей.
Об этом говорит как срыв обещаний про «удвоение ВВП» и снижение инфляции до 2,5% к 2010г., так и откровенно утопичный характер всевозможных «стратегий 2020», легитимизирующих криминально-олигархической строй в России и превращение России в сырьевую колонию. По причине хронического нежелания правящях властей исполнять возложенные на них конституционные обязанности причине провалился переход к среднесрочному бюджетному планированию (на 3 года), а все правительственные прогнозы социально-экономического развития России вообще никоим образом не соотносятся с реальностью.
Совершенно непонятно, что подразумевалось вице-премьером под «деятельностью ЦБ», которая была сформулирована и претворена в жизнь. Банк России на протяжении многих лет категорически отказывается исполнять свои обязанности кредитора последней инстанции, эмиссионного центра и ключевого механизма рефинансирования экономики, сводя всю денежно-кредитную политику к операциям «валютного обменника». Искусственно ограничивая объём эмиссии рубля притоком в страну нефтедолларов и иностранных кредитов Банк России на протяжении 10 лет поддерживает перманентный дефицит денежного предложения и жуткий инвестиционный голод в несырьевых секторах экономики.
В результате осознанной отвязки предложения денег от спроса на них со стороны населения, промышленности и банков и увязки его с приростом валютных резервов стоимость кредитов для малого и среднего бизнеса (18-25%) в 2,5-3 раза превышает рентабельность в обрабатывающей промышленности. И если этот откровенный бардак, когда ключевой финансовый институт страны в лице Банка России становится филиалом ФРС США и одним из ключевых ступоров развития отечественной экономики, вице-премьер рассматривает в качестве сбалансированной и продуманной экономической политики, то пора задуматься о дееспособности всего правительства и мотивации действий чиновников.
В этом плане вполне объяснимо, что российские либералы, искренне верящие, что государство должно служить не своему народу, а транснациональному капиталу и финансовой олигархии Уолл-Стрит, удостаиваются почётных званий и титулов «лучших министров финансов». Именно по этой причине экс-министр финансов Алексей Кудрин, на протяжении 11 лет последовательно душивший отечественную экономику и кредитовавший научно-технический прогресс и силовые кампании стратегических конкурентов России (США, ЕС и т.д.), удостаивался многочисленных титулов «лучшего министра финансов» от банковских ассоциаций ЕС.
«Неплохая» налоговая система и диверсия либералов
Ещё один знаковый перл был изречён всё тем же Дворковичем на Международном бизнес-саммите в Нижнем Новгороде 28 сентября, где вице-премьер открыто признался в том, что правительство продолжит реализацию курса на сдачу финансово-экономического суверенитета России и превращение страны в сырьевую колонию транснационального капитала. По его мнению, «очень много важных экономических решений мы откладывали на потом, что привело к негативным последствиям. У нас неплохая налоговая система, но военные и социальные расходы государства растут, и бизнес опасается, что налоги из-за этого тоже повысятся. Стоимость барреля нефти на мировом рынке может снизиться и до 80-90 долларов, но налоговая нагрузка на бизнес не возрастет, правительство это гарантирует».
Совершенно непонятно, что понимает Дворкович под «неплохой» налоговой системой. Судя по всему, как истинный либерал он считает правильным, когда в нищей стране, в которой 60% населения имеют трудовые доходы ниже 17 тыс. рублей и относятся Институтом Социологии РАН к бедным и нищим слоям населения, бедные платят за богатых. Напомним, что Россия является единственной крупной экономикой в мире, в которой под разговоры про социальные обязательства государства на практике существует регрессивная шкала налогообложения населения.
Для 70% населения с доходами менее 25 тыс. рублей совокупная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда составляет 43% (30% социальные взносы и 13% НДФЛ). Тогда как суммарное налогообложение доходов 5% удачно вписавшихся в сырьевую экономику населения, контролирующего свыше 90% крупной собственности в России, не превышает 10-13%. Другими словами, наиболее высокая шкала налогообложения применяется не только к бедным слоям населения, но также к представи
Также непонятно, о какой «неплохой» налоговой системе может идти речь, когда только по итогам 2011г. по результатам проверки Счётной Палаты объём задолженности субъектов экономики по уплате налогов в федеральный бюджет превысил 1,1 трлн. рублей или 10,4% доходной части бюджета. А в том же 2011г. объём временно свободных бюджетных средств на счетах бюджетополучателей, прокручиваемых в финансовых спекуляциях и на депозитах в банках вместо использования по целевому назначению, подскочил в 4 раза и превысил 2 трлн. рублей.
Более того, «неплохая» по мнению вице-премьера Дворковича налоговая система на корню убивает и без того крайне слабые стимулы для модернизации. Ставка НДС в 18% одинакова как для добывающих секторов экономику, паразитирующих на бесконтрольной распродаже невосполнимого минерального сырья и извлечении природно-сырьевой ренты, так и для остатков наукоёмких производств и обрабатывающей промышленности высоких переделов, которую создают ту саму добавленную стоимость и стимулируют модернизацию. Не говоря о том, что налогообложение доходов от труда (свыше 43%) в разы превышает налогообложение капитала – налогообложение дивидендов составляет 9%, а благодаря оффшорам и вовсе может опускаться до 0%.
Однако принципиально важным стала фраза про то, что «очень много важных экономических решений мы откладывали на потом, что привело к негативным последствиям». Насколько можно судить, это прямой ультиматум либерального клана, искренне верящего, что государство призвано служить не своему народу и отечественному капиталу, а глобальному бизнесу и расчищать дорогу для последующей финансово-экономической колонизации России транснациональными корпорациями и банками.
Судя по всему, Дворкович открыто даёт понять, что либеральные фундаменталисты, окунувшие в нищету и разруху страну в 90-е годы и временно отстранённые от кормушки «силовиками», рвутся обратно к власти. На протяжении последних 11 лет «вставания с колен» они были отстранены от нефтегазового комплекса и были выдавлены из тех секторов экономики, который позволяли извлекать ренту: природно-сырьевую, монополистическую, административную и т.д.
Тем не менее, именно идейные последователи Гайдара, Чубайса, Ясина и прочих младореформаторов все эти годы стояли у руля экономического блока правительства, осознанно стимулировали деиндустриализацию и блокировали любую попытку модернизации. Именно по указке Кудрина и его соратников в России реализуется откровенно людоедская макроэкономическая политика «Вашингтонского консенсуса», предусматривающая демонтаж государственного суверенитета и превращение России в сырьевую колонию и рынок сбыта для глобальных корпораций. Неудивительно, что уже много лет российские либералы, гордящиеся геноцидом своего народа, искусственно поддерживают хронический дефицит денежного предложения и инвестиционный кризис в несырьевых секторах экономики, вывозя сотни миллиардов российских нефтедолларов за рубеж под 1,5-2%, которые потом российские же компании и банки занимают в США и СЕ под 7-9%.
Только за счёт разницы в процентных ставках Россия ежегодно теряет от 25 до 35 млрд. долл., а всего по данным Банка России чистые инвестиционные потери России по уплате процентов и дивидендов иностранцам (в том числе российским олигархам в оффшорах) в 2011г. превысили 50,7 млрд. долл. А за период 2005-2011гг. убытки России от целенаправленного отказа экономических властей рефинансировать отечественную экономику и ограничивать вывоз капитала в оффшорные юрисдикции достиг 223,5 млрд. долл. в виде платежей нерезидентам по процентам, дивидендам, ренте и прочим доходам на капитал.
Вкупе с накопленным вывозом капитала (181,7 млрд. долл.) и вывозом откровенно криминальных активов (43 млрд. долл.) российские либералы, выразителем идей которых в настоящий момент, судя по всему, выступает Дворкович, обеспечили вывоз из России свыше 448,2 млрд. долл. – 25% ВВП России в 2011г. С учётом косвенных убытков и упущенных возможностей можно смело говорить о том, что только за период 2005-2011гг. российская экономика потеряла свыше 70-120% ВВП от реализации компрадорской финансово-экономической политики.
Дворкович расписался в недееспособности властей
Также крайне показательной оказалась ещё одна фраза любимчика Медведева и главного публичного выразителя ультралиберальных идей правящего класса, в которой Дворкович, по сути дела, открыто признал продолжение общего курса на демонтаж финансово-экономического и военно-политического суверенитета России.
Слова оказались настолько искренне сказанными, что имеет смысл привести их без сокращений: "Мы не можем себе позволить одновременно иметь очень высокий уровень социальной защиты, построенной на патерналистских принципах, одновременно очень большую армию и также одновременно очень большой объем госсобственности. Ну и еще заодно очень низкие цены на энергоносители внутри страны. Вот эти четыре вещи одновременно невозможно, нужно сделать себе выбор".
Во-первых, совершенно непонятно, кого имел в виду вице-премьер, когда на полном серьёзе заявлял «мы не можем себе позволить». Насколько можно судить, речь шла не о гражданах России и вменяемой части чиновников, а о правящих властях, которые с лёгкой руки Владислава Суркова стали именоваться «оффшорной аристократией». На самом деле, если посмотреть на этот вопрос с точки зрения клановых интересов правящей олигархической тусовки, то действительно, невозможно обеспечить дальнейшее безнаказанный грабёж населения, распил бюджета и проедание нефтедолларов без дальнейшего разрушения остатков российской государственности и сдачи суверенитета.
Размер легко вовлекаемого в коммерческий и коррупционный оборот национального богатства за последние 20 лет проедания инфраструктурного, производственного и научно-технического потенциала существенно сократился. Совершенно очевидно, что мировая экономика медленно, но верно сползает в новую фазу глобальной рецессии, и ни о каком росте цен на нефть, а, следовательно, и бюджетных ресурсов говорить в ближайшие годы не приходится.
При том, что аппетиты коррумпированных чиновников, олигархов и криминальных структур не только не сокращаются, но продолжают уверенно расти. В такой ситуации перед властями встаёт вполне резонный вопрос, что делать дальше: либо не на словах, а на деле объявить войну коррупции и ударить по рукам монополистов и сырьевых олигархов, которые в корыстных интересах занимаются ценовым произволом и разрушают отечественную экономику. Однако, это будет означать разрушение всей коррупционной вертикали власти и, более того, подрыв основ государственного строя. Либо необходимо под разными предлогами сокращать финансирование социальных расходов, создавая возможности для личного обогащения чиновников и приближенных к власти олигархов.
Судя по всему, под нажимом либералов, власти сделали ставку на второй вариант, который неизбежным образом обернётся падением уровня жизни 60% бедного населения России (с доходами ниже 17 тыс. рублей) и социальными потрясениями. Именно желанием расширить поле для коррупции и коммерческой деятельности можно объяснить вступившие в силу с 1 июля 2012г. поправки в ФЗ-83, легитимизирующие произвол в бюджетной сфере и стимулирующие рост платности базовых социальных услуг. Сюда же относятся монетизация льгот, затаскивание России на Титаник ВТО, безудержное повышение тарифов естественных монополий и цен на ГСМ, приватизация ЖКХ, отказ от системы бесплатного высшего (а теперь уже и среднего) образования и т.д.
Достаточно вспомнить бурные обсуждения властей уже третьей по счёту за последние 11 лет пенсионной реформы. Минтруда предлагает на полном серьёзе отказаться от досрочного выхода на пенсию работников опасных и вредных для здоровья производств при одновременном введении дифференцированной пенсии в зависимости от трудового стажа. Таким образом, формально сохраняя планку пенсионного возраста и сдерживая предвыборные обещания, правящие власти обеспечивают снижение социальных расходов. Для 60-70% потенциальных пенсионеров, чей стаж окажется менее 35-40 лет реальный размер пенсии окажется на 15-30% ниже даже того откровенно мизерного уровня, который гарантируется государством сегодня.
Насколько можно судить, критически значимая часть российских чиновников совершенно искренне считает, что суть государственной службы состоит в безнаказанном личном обогащении и перекачивании национального богатства в оффшорные юрисдикции для дальнейшего демонстративного потребления в фешенебельных странах Запада. Именно по этой причине вместо решения задач по модернизации экономики, возрождению наукоёмких производств и
Однако квинтэссенцией всех последних заявлений Дворковича стала произнесённая им на международном форуме «Ялтинская европейская стратегия» фраза о том, что России, как и всему миру «необходимо, чтобы американская экономика оставалась сильной, и мы за это платим. Платим высокую цену".
Складывается такое впечатление, что либо аппаратный конфликт между техническим вице-премьером Дворковичем и «серым кардиналом» ТЭК Игорем Сечиным достиг такого накала, что высокопоставленный чиновник устал быть «мальчиком для битья» и уже открыто ищет себе место для работы за рубежом. Либо стоящие у руля всего финансово-экономического блока правительства «гайдаровцы» чувствуют свою полную безнаказанность и совершенно открыто заявляют, что основным смыслом деятельности российского правительства должно быть кредитование бюджетных дефицитов США и поддержание на плаву долговой долларовой пирамиды, а не модернизация и повышение конкурентоспособности отечественной экономики.
При этом его совершенно не смущает тот факт, что размер вложений России в американские долговые бумаги не значит совершенно ничего для устойчивости финансовой системы США. На долю России приходится менее 1,5% всех вложений в долговые бумаги США – 154,3 млрд. долл. (в июле 2012г.) по сравнению с госдолгом в 16 трлн. долл. При этом для российской деиндустриализированной «экономики трубы», в которой производство машин, оборудования, станков, авиационной техники и прочей наукоёмкой продукции в 3-10 раз ниже отметок 1990г., а износ основных фондов зашкаливает за 75-80%, эти средства является критически значимыми.
За счёт этих самых 150 млрд. долл. можно было бы в 3 раза нарастить масштабы финансирования отечественной экономики и более чем в 8 раз нарастить капитальные вложения в наукоёмкую обрабатывающую промышленность: станкостроение, приборостроение, инвестиционное машиностроение, ракетно-космическую отрасль, производство сельскохозяйственной техники и т.д. Это дало бы мощнейший импульс для модернизации российской экономики, в которой под руководством правящего либерального клана по данным Росстата за период 2002-2011г. в 3,7 раз раздулись финансовые спекуляции, в 2 раза – оптово-розничная торговля и в 1,7 раз операции с недвижимостью. Тогда как добавленная стоимость в обрабатывающем секторе выросла лишь на 34%, в сельском хозяйстве – на 16%, а в образовании и социальных услугах и вовсе зафиксирован спад на 1-1,5%. Эти цифры позволяют совершенно чётко понять, чего стоят все разговоры про «вставание с колен» и «модернизацию» - Россия просто-напросто проедала поступающие в страну нефтедоллары и производственный потенциал, что позволяло демонстрировать рост потребления 30% населения на фоне наплыва импорта в 4-6 раз.
При этом, как и положено настоящему либералу, Дворкович отказался уточнить у граждан России, отечественных промышленников и аграриев, готовы и согласны ли они платить столь непозволительно «высокую цену» за спасение американской экономики и оказание поддержки американским товаропроизводителям. Тогда как львиная доля несырьевых секторов экономики, не связанных с хищнической распродажей невосполнимого минерального сырья, распилом бюджетных средств и прокручиванием нефтедолларов в финансовой системе, уже много лет пребывают в коматозном состоянии.
Дальнейшее сохранение нынешней откровенно вредительской социально-экономической политики, к чему, судя по всему, призывает вице-премьер Дворкович, спровоцирует ещё большую имущественную поляризацию общества, обнищание населения и деградацию экономики. До тех пор, пока приматом действий российских властей будет оставаться служение интересам транснационального капитала и международным финансовым спекулянтам, Россия будет оставаться сырьевой колонией с деиндустриализированной экономикой и разрушенной промышленностью.
Поделиться…
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам