Независимый экономист Владислав Жуковский: Вместо модернизации экономики чиновники выводят нефтедоллары в оффшоры

09.08.2012


Независимый экономист Владислав Жуковский для KPRF.RU

Основная проблема и угроза современной российской экономике состоит в том, что на протяжении последних 11 лет в России реализуется политика паразитического проедания узким кругом приближенных к власти сырьевых монополий и коррумпированных чиновников нефтедолларов от распродажи невосполнимого минерального сырья.

Если в период «реформаторского угара» и либерального погрома промышленности и социальной сферы в «бурные 90-е» расхищением государственного имущества, разворовыванием бюджета и вывозом в оффшорные юрисдикции сотен миллиардов долларов нефтедолларов от распродажи невосполнимого сырья занималась узкая группа олигархов и компрадорских чиновников, то сегодня ситуация диаметрально противоположная.

Складывается такое впечатление, что коррупция и воровство успешно переместились из разряда осуждаемых деяний и уголовно наказуемых пороков общества в одну из ключевых точек системы координат российских властей и стали смыслом жизни подавляющей части российских чиновников и бюрократов. Насколько можно судить, критически значимая часть российских чиновников воспринимает государственную службу не как инструмент для повышения общественного благосостояния и защиты интересов граждан, а как бездонную кормушку и механизм для безнаказанного личного обогащения.

Неудивительно, что, подрывая своими действиями конкурентоспособность отечественной экономики и закрепляя за Россией статус сырьевой колонии и рынка сбыта для продукции транснациональных корпораций, этаармия чиновников получает такую высокую оценку своим действиям на Западе.

Именно по этой причине столь огромной любовью на Западе пользуются Кудрин, Дворкович, Ясин, Чубайс и прочие идейные последователи Гайдара, своими руками разрушившие отечесвтенную экономику и превратившие Россию в «банановую республику».

Неудивительно, что российских либералов, выступающих в качестве штурмовой пехоты глобального управляющего класса (транснациональных корпораций, международных банков и политической элиты США, ЕС и Японии), постоянно удостаивают титулами лучших министров финансов и продвинутых экономистов. При этом в России нет даже самостоятельной валютной политики (эмиссия рубля практически целиком и полностью привязана к притоку нефтедолларов и иностранных кредитов), а 65% ВВП, 73% капитальных вложений и 85% прибылей экономики оседает в карманах сырьевых олигархов, перекупщиков, естественных монополий и финансовых спекулянтов.

Именно этим можно объяснить тот факт, что только по официальным данным МВД по итогам 2011г.средний размер взятки в России подскочил в 3,5 раза за последний год и превысил отметку в 230 тыс. рублей, а по оценкам Банка России только официально зарегистрированный размер незаконного вывозка капитала со стороны российских сырьевых олигархов, монополистов и коррумпированных чиновников не опускается ниже 35-42 млрд. долл. ежегодно на протяжении 2007-2011гг. При этом никто из многочисленных контролирующих органов вообще никак не комментирует тот факт, что только по официальным оценкам Банка России размер рынка обналичивания преступных доходов превышает 4 трлн. рублей, а объёмы теневого сектора превышают по экспертным оценкам 25-30% ВВП.

Другими словами, критически значимая часть российских чиновников и «борцов с коррупцией», так активно борющихся с казнокрадством и занимающихся построением «сувенирной демократии», воспринимает население страны в качестве биомассы, которую по большим праздникам можно называть народом, а в остальное время перерабатывать в много миллиардные счета, виллы, яхты и футбольные клубы в фешенебельных странах. Неудивительно, что российские чиновники и приближенные к власти сырьевые олигархи, паразитирующие на теле российской экономики и делающие нерентабельной и даже откровенно опасной для жизни любую созидательную деятельность, вывозят свои семьи, любовниц и заработанные незаконным путём активы в фешенебельные страны транзитом через оффшорные юрисдикции.

Одновременно с этим, поступающие в страну сотни миллиардов нефтедолларов (более 522 млрд. долл. в 2011г.) от вывоза природных ресурсов откровенно проедаются. Несмотря на многочисленные доводы лучших российских макроэкономистов, эти средства изымаются из экономики и не направляются на развитие отечественной обрабатывающей промышленности, рефинансирование банковской системы, модернизацию изношенной на 85% инфраструктуры и возрождение наукоёмких производств, объёмы выпуска которых в 3-5 раз ниже отметок 20-летней давности, уровень загрузки мощностей не превышают 40%, а износ основных фондов зашкаливает за 75-80%.

Львиная доля нефтедолларов направляется на уплату импортного продовольствия, бытовой техники и электроники (270-320 млрд. долл.), а также денежные переводы иммигрантов (10 млрд. долл.), незаконный и криминальный вывоз капитала (40 и 10 млрд. долл. соответственно), финансирование теневого сектора экономики (15-20% ВВП) и выплату процентов и дивидендов иностранным кредиторам и оффшорным акционерам (свыше 50 млрд. долл. ежегодно).

Об этом наиболее наглядно свидетельствует тот факт, что на протяжении 2000-2011г. средние темпы роста выпуска в обрабатывающей промышленности не поднимались выше 5,5%, тогда как импорт иностранной продукции, которую мы могли бы производить сами, в среднем ежегодно рос на 21-22%. В результате чего на долю импортной продукции и товаров, произведённых крупными транснациональными корпорациями, приходится свыше 60% продовольственного рынка, 85% рынка фармацевтических изделий и 95% рынка бытовой техники и электроники.

Одновременно с этим наблюдалось усиление степени имущественной дифференциацаии населения, в результате чего уже сегодня разрыв в уровне оплаты труда 10% наиболее богатых и бедных слоёв населения подскочил до критической отметки в 16 раз, а с учётом скрытых доходов  превышает 65-80 раз. За последние 11 лет номинальная заработная плата населения выросла в 10 раз (с 2281 до 20700 тыс. рублей), но при этом только по официальным данным цены на газ, электроэнергию, услуги ЖКХ и естественных монополий подорожали в 12-15 раз, а в большинстве регионов подскочили в 15-20 раз.

Реальное падение уровня жизни подавляющей части населения на протяжении 2000-2011гг. удавалось компенсировать исключительно благодаря расширению кредитования – если номинальные доходы населения в среднем росли на 17-19%, а реальные доходы прибавляли менее 8-9%, то средние темпы роста кредитования населения на протяжении последних 11 лет не опускались ниже 55-57%.

Другими словами, и без того бедное население России стимулировали покупать на заёмные средства импортную продукцию, что позволяло поддерживать иллюзию роста уровня жизни и оживление экономической активности. И не стоит удивляться тому, что в России 92% валютной выручки обеспечивается за счёт распродажи природных недр и продукции низких переделов, а 65% ВВП, 73% капитальных вложений и 85% совокупных прибылей оседают в карманах сырьевых олигархов, естественных монополий, металлургов, нефтехимической промышленности, финансовых спекулянтов и перекупщиков.

Предвыборные обещания властей нереализуемы при сохранении нынешней бюджетной политики

Ещё больше опасений вызывает не только нынешнее откровенно крайне тревожное положение дел в российской экономике, которая по сути дела превратилась в сырьевой придаток и рынок сбыта для продукции транснациональных корпораций. Существенно хуже то, что никаких изменений в лучшую сторону в ближайшее время не предвидится, о чём убедительно свидетельствует проводимая на протяжении последних лет налогово-бюджетная политика.

Согласно основным направлениям бюджетной политики на 2013-2015гг., опубликованным на сайте Минфина, в течение ближайших 3 лет реальное сокращение (с учётом инфляции) объёмов финансирования науки, образования, здравоохранения, экономики и культуры составит 15-25%, а расходы на и без того находящееся в аварийном состоянии ЖКХ и инфраструктуру будут урезаны в 2 и более раз. И даже на фоне этого масштабного сокращения размеров бюджетного финансирования ключевых направлений общественной жизни российские власти умудряются затягивать с переводом средств – исполнение расходной части федерального бюджета при финансировании национальной экономики и ЖКХ отстаёт от графика в 1,5-1,7 раз, а финансирование научных исследований и разработок– в 4-5 раз.

Вкупе с вступлением в ВТО на кабальных условиях, которое уничтожит остатки обрабатывающей промышленности, наукоёмких производств и сельского хозяйства, такого рода бюджетная политика приведёт к тому, что уже через 3-4 года даже при умеренных темпах роста цен на нефть (7-10% в год) российский бюджет будет сводиться с хроническим дефицитом, а и без того едва заметный рост экономики и промышленности сменится их спадом на 2-3%. В таком случае можно будет смело забыть про все предвыборные обещания нынешних властей – на их финансирование просто не останется средств, а ненефтегазовый дефицит бюджета вопреки ожиданиям правительства не только не снизится с сегодняшних 10% ВВП до 8,7% в 2015г., а наоборот подскочит до 15-17% в 2015г.

Однако для этого нужно было бы как минимум сделать две вещи: во-первых, ограничить чиновничий произвол и объявить войну коррупции, не занимаясь борьбой с отдельно взятыми неугодными или попавшими в немилость коррупционерами, т.к. без этого невозможно заниматься модернизацией экономики. Однако в нынешних условиях, когда коррупция и взяточничество воспринимаются критически значимой частью российских чиновников в качестве главного смысла жизни и конституционной обязанности, любое ограничение коррупции будет означать подрыв основ существующего государственного строя, что является тяжким попранием Конституции.

Во-вторых, необходимо было бы прекратить искусственно изымать деньги из российской экономики и поддерживать жуткий инвестиционный кризис в промышленности, кредитуя научно-технический прогресс и бюджетные дефициты у наших стратегических конкурентов. Однако, для того, чтобы изъять сотни миллиардов долл. из валютных резервов и вложить в финансирование отечественной экономики, необходимо быть независимым от США и ЕС, что немыслимо в условиях, когда львиная доля всех сверхприбылей правящей олигархии и коррумпированных чиновников хранится на счетах в фешенебельных странах.

Любая попытка изъять средства из американской и европейской финансовых систем с елью возрождения отечественной обрабатывающей промышленности и модернизации экономики будет означать автоматическое появление огромный дыры в финансовой системе США и ЕС и создание конкуренции для транснациональных корпораций в России.

Безусловно, западные элиты, теснейшим образом переплетённые личными связями и коммерческими интересами с крупнейшими транснациональными корпорациями и международными банками, сделают всё возможное, чтобы не потерять 500 млрд. долл. российских ЗВР. И им совершенно ничего не стоит поинтересоваться у российских коррумпированных чиновников (также как и у сырьевых олигархов и криминальных структур) источником происхождения их сверхприбылей и тем, на какие средства были куплены замки, яхты, виллы в фешенебельных странах. Российские чиновники, на словах активно борющиеся с «агентами влияния» и происками Госдепа, на самом деле зачастую сами и являются главными «агентами влияния», которые ни при каких условиях не допустят модернизации России, возрождения отечественной наукоёмкой промышленности и выхода из состояния сырьевой колонии.

Не допустят модернизации России по одной простой причине – выход из состояния сырьевой колонии транснациональных корпораций и феодальной раздробленности, модернизация экономики и возрождение наукоёмких несовместимы с нынешними масштабами коррупции, так как любое развитие и созидательная деятельность априори ограничивают воровство.

Крайне тяжело украсть бюджетные средства, если они на конкурсной и прозрачной основе под контролем Счётной Палаты и прочих контролирующих органов пошли на строительство новых заводов, модернизацию изношенной на 85% базовой инфраструктуры и модернизацию производства. Гораздо проще и легче заниматься «эффективным осваиванием бюджетных средств», если они выделяются на госзакупки по закрытым статьям (3,5-4 трлн. рублей в 2011г. или 35% всех закупок), административные, пенсионные и прочие реформы, а также на управление внешним долгом и т.д.

Пока деньги мёртвым грузом лежат в резервах на валютных счетах в иностранных банках или в долговых бумагах США, их гораздо проще украсть через те или иные фиктивные внешнеэкономические операции или прокрутить через счета подставных фирм. А когда на бюджетные средства строятся школы, университеты, научные центра или возрождаются наукоёмкие производства и сельское хозяйство, украсть их становится гораздо сложнее. Судя по всему, российские коррумпированные чиновники в своём подавляющем большинстве воспринимают любой рубль в кармане добросовестного гражданина и бизнесмена как личное оскорбление и повод для начала отъёма этих средств любыми законными и незаконными способами.

Именно по этой причине вся модернизация в современной России, сверху до низу парализованной судорогой коррупции и произволом монополий, сводится к разворовыванию бюджетных средств «инновациях», погрому системы образования, замене лампочек в подъездах и созданию внутреннего оффшора на территории картофельного поля в Сколково, где не действуют российское налоговое, таможенное, внешнеторговое и даже миграционное законодательство.

Ни при каких условиях российские чиновники не допустят модернизацию России и выход страны из под системы внешнего управления, т.к. именно в тех странах, которые в силу объективных экономических причин заинтересованы в превращении России в сырьевую колонию, хранятся счета российских коррумпированных бюрократов. Отказ от колониальной модели сырьевой экономики и выход из системы неэквивалентного внешнеэкономического обмена будет означать не только подрыв легитимности нынешних властей на Западе, где хранятся их наворованные активы, и потерю сотен миллиардов долларов, но также вполне реальную угрозу личной безопасности.

Как показал печальный опыт верных слуг США и ЕС в лице Каддафи, Салеха, Мубаррака, Асада и прочих Лиде «недемократичных» режимов, западные элиты, спецслужбы и банки рассматривают личные активы коррумпированных властей в качестве трофейного достояния и при первой возможности готовы наложить на них арест и изъять в пользу своего правящего класса. К огромному сожалению, уровень профессиональной пригодности российских чиновников упал настолько низко, что они не только не в силах понять, в чьём кармане они хранят свои коррупционные сверхдоходы, но также не могут осознать, что являются потенциальной жертвой агрессии со стороны своих заокеанских хозяев.

Самое удивительное, что ни на одном из десятков созданных за последние годы президентских советов, правительственных комиссий и круглых столов об этих вопросах даже не говорили вслух, боясь поставить под сомнение адекватность проводимой в стране социально-экономической политики. Как показал опыт последних заседаний президентских советов и правительственных комиссий, российским чиновникам и обслуживающим их интересы «экспертам» гораздо удобнее и приятнее рассуждать о проблемах в мировой экономике и необходимости оказания помощи другим странам, чем исполнять свои конституционные обязанности перед народом России.

Все Новости