Независимый экономист Владислав Жуковский для KPRF.RU: На протяжении многих лет Газпром недоплачивает огромные суммы в бюджеты всех уровней

02.08.2012


Владислав Жуковский. Коллаж с сайта http://fwnews.ru

Буквально на днях Газпром умудрился занять первое место в списке журнала Forbes среди всех компаний по размеру чистой прибыли и впервые за всю историю существования рейтинга стал первой российской самой рентабельной компанией мира. Более того, согласно подсчётам экспертов Forbes, российская газовая монополия, широко разрекламированная в принадлежащих ей же самой СМИ как «национальное достояние», по размеру прибыли (44,6 млрд. долл.) обогнала крупнейшую американскую нефтегазовую корпорацию мира Exxon Mobil (41,6 млрд.) и крупнейший в мире китайский банк ICBC (32,2 млрд.). Однако если разобраться в структуре и источниках полученных прибылей, а также той цене, которую заплатила российская экономика, промышленность, бюджет и всё население России за этот «рекорд», то возникнет гораздо больше вопросов и недоумения, чем поводов для радости.

Прежде всего, надо сказать, что на протяжении последних 20 лет Газпром является внутренним  карманом целого ряда высокопоставленных чиновников России и входит в узкий список неприкасаемых монополий, чьё реальное финансовое состояние вообще неизвестно никому, кроме его руководства и покровителей в Кремле. А  многочисленные факты коррупции и разворовывания, по сути дела, бюджетных средств не получают никакого внимания ни со стороны правоохранительных органов, ни со стороны Счётной Палаты, которая обязана следить за эффективностью распоряжения всей федеральной собственностью, в том числе и принадлежащего государству пакета акций Газпрома.

Именно этим фактом можно объяснить то, что на протяжении многих лет Газпром недоплачивает огромные суммы в бюджеты всех уровней, параллельно получая колоссальные по своим размерам компенсационные выплаты от государства за упущенные прибыли от снижения цен на газ для внутренних потребителей голубого топлива в России.

Во-первых, согласно официальным данным Минфина, совокупный размер уплаченной вывозной пошлины всех нефтяных компаний от экспорта нефти в ближнее и дальнее зарубежье превысил 2,33 трлн. рублей (4,3% ВВП), а экспортная пошлина на вывоз продуктов из нефти составил порядка 936,5 млрд. рублей (1,7% ВВП). При этом совокупные платежи Газпрома в бюджет от экспорта газа едва дотянули до 384,4 млрд. рублей. Безусловно, имеются весьма существенные различия в стоимостной оценке вывоза углеводородного сырья – согласно данным Федеральной таможенной службы и Банка России по итогам 2011г. из России было вывезено нефти на 181,2 млрд. долл. нефтепродуктов – на 95,7 млрд. долл., а газа – на 64,3 млрд. долл.

Однако даже с учётом этого фактора, на 1 рубль вывезенной за рубеж нефти в бюджет было уплачено  порядка 41,4 копеек экспортных пошлин, с 1 рубля вывезенных нефтепродуктов было уплачено порядка 31,5 копеек, а с 1 рубля экспортированного газа в бюджет от Газпрома поступило менее 19,2 копеек. Другими словами, средневзвешенная ставка экспортной пошлины для Газпрома по неведомым для подавляющей части населения России причинам оказывается в 2,1 раз ниже, чем для нефтяных компаний при экспорте сырой нефти, и в 1,64 раза ниже, чем при вывозе нефтепродуктов.

В таком случае получается, что ежегодные потери одного только федерального бюджета от неполной уплаты одной только экспортной пошлины Газпромом в связи с его привилегированным статусом составляют порядка 350-400 млрд. рублей, что эквивалентно суммарным расходам правительства на ЖКХ (285 млрд. рублей), культуру (84 млрд.) и спорт (47 млрд.).

Газпром стал паразитом на теле государства и бюджета

Ещё хуже обстоит ситуация с точки зрения уплаты налогов, сборов и прочих регулярных платежей в федеральный бюджет за пользование природными ресурсами - при сопоставимых объёмах добычи нефти и газа в пересчёте на нефтяной эквивалент платежи нефтяных компаний в бюджет более чем в 13 раз превышают платежи Газпрома, на долю которого приходится практически 80% газодобычи в России. Если по итогам 2011г. совокупный размер уплаченного нефтяными компаниями налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) от эксплуатации нефтяных месторождений превысили  отметку в 1,84 трлн. рублей (92,5% совокупных сборов НДПИ), то размер уплаченного НДПИ за разработку газовых месторождений и добычу газового конденсата едва дотянул до 136,2  и 6,3 млрд. долл. соответственно.

Другими словами, при сопоставимых объёмах добычи углеводородного сырья в пересчёте на нефтяной эквивалент Газпром платит в 13,2 раза меньше в бюджет за пользование природными ресурсами, что привело к возникновению упущенных доходов федерального бюджета по уплате одного только НДПИ от разработки газовых месторождений в размере 1,65-1,7 трлн. рублей.

Это огромная сумма, которая эквивалентна совокупным расходам федерального бюджета России в 2011г. на финансирование отечественной деиндустриализированной экономики (1,79 трлн. рублей) и превышает суммарные расходы правительства на финансирование науки и образования (553,3 млрд.), медицинского обеспечения и здравоохранения (500 млрд.), ЖКХ (279,8 млрд.), культуры (83,7 млрд.), спортивных мероприятий (44,2 млрд.).

Более того, на ту сумму, которую Газпром в 2011г. не уплатил в бюджет в рамках одного только НДПИ, можно было бы целый год финансировать дефицит пенсионного фонда России, не прибегая к увеличению пенсионного возраста, привязке размера пенсионных выплат к трудовому стажу и отмене досрочного выхода на пенсию для учителей, врачей и работников опасных производств.

Без многомиллиардных налоговых льгот и субсидий со стороны правительства Газпром рискует стать нерентабельным предприятием

Мало того, что российские власти предоставляет Газпрому колоссальные по своим масштабам налоговые льготы и субсидии, превышающие 20% федерального бюджета России (1,7 трлн. рублей по НДПИ и 350 млрд. по экспортным пошлинам на вывоз газа), так ещё и открыто берут на себя его убытки и субсидируют потери от поставок газа по якобы нерыночным ценам. Судя по имеющимся данным, только в 2011г. правительство России компенсировало Газпрому 14 млрд. долл. (434 млрд. рублей) выпадающих доходов от поставок газа на внутренний рынок по сниженным ценам.

При этом ни у правительственных чиновников, ни у руководства Газпрома, ни у контролирующих органов не возникает вопроса, по какой причине крупнейшая государственная газовая монополия, обладающая правом разрабатывать принадлежащие государству (т.е. гражданам России) крупнейшие в мире газовые месторождения (свыше 35% мировых запасов) и получающая колоссальные налоговые кредиты и льготы, вообще должна продавать внутренним потребителям газ по рыночным, общемировым ценам или стремиться к этому.

Если речь идёт о развитии рыночных отношений и повышении конкуренции, то тогда следует быть последовательным и лишить Газпром абсолютно всех налоговых  льгот и государственной поддержки, ввести монополию на экспорт газа, забрать у него всю систему трубопроводов и привязать возможность разработки газовых месторождений с газификацией регионов и полным раскрытием информации о структуре себестоимости продукции и механизме ценообразования. Это необходимо сделать для того, чтобы под видом инвестиционной компоненты в цену на газ не закладывались внутрифирменное воровство, откаты и распилы при строительстве газопроводов, а также коррупционные поборы. Только в этом случае можно будет говорить о создании действенных стимулов для повышения финансовой прозрачности и финансово-экономической эффективности деятельности газовой монополии.

Помимо этого, в 2011г. Газпром сумел добиться от экономических властей России предоставление ему налоговой льготы по уплате таможенной экспортной пошлины в размере 1 млрд. долл. в качестве компенсации за снижение отпускных цен на газ для Украины. Также руководству газовой монополии и совету директоров, в большинстве своём представленному действующими или бывшими чиновниками и крайне тесно связанному коммерческими интересами с высокопоставленными чиновниками в правительстве и Кремле, удалось добиться согласия правительства не платить экспортную пошлину за транспортировку газа по «Голубому потоку» в размере 1,6 млрд. долл.

Вообще непонятно, по какой причине правительство России, которое под надуманным предлогом хронической нехватки средств в бюджете без устали твердит о необходимости «затянуть пояса» потуже и планирует к 2015г. сократить реальные объёмы финансирования экономики, науки, образования, медицины, ЖКХ, спорта и культуры на 15-20% с учётом инфляции, должно предоставлять какие-либо налоговые льготы и субсидии принадлежащей ему же самому сырьевой монополии!?

С одной стороны, все эти поблажки и налоговые льготы можно объяснить повышенной социальной нагрузкой, которая возложена на Газпром: газификация регионов, строительство новых веток газопроводов и т.д. Однако на протяжении последних 10 лет средние темпы роста розничных цен на газ для российских граждан не опускаются ниже 15-20%, а для промышленных предприятий превышают 20-25%. Это наглядно свидетельствует о том, что многочисленные масштабные и крайне непрозрачные с финансовой точки зрения стройки финансируется главным образом за счёт кармана граждан России и подрыва конкурентоспособности и без того дышащей на ладан отечественной промышленности, а не за счёт самого Газпрома.

Если учесть многочисленные налоговые льготы и субсидии (превышающие в совокупности 70 млрд. долл. или 20% федерального бюджета), а также прямые компенсации из бюджета выпадающих доходов газовой монополии от поставок газа российским потребителям по сниженным ценам (14 млрд. долл.), то получится, что реальная чистая прибыль Газпрома составляет не 44,6 млрд. долл., а в лучшем случае едва дотягивает до 5-7 млрд. долл. С учётом активно циркулирующей в СМИ информации о масштабах внутрикорпоративного воровства и многократного завышения сметных затрат при строительстве газопроводов, вообще вызывает большие опасения способность Газпрома зарабатывать хоть какую-либо прибыль.

Газпром – «национальное достояние» на службе кармана чиновников и менеджмента

По сути дела, Газпром из обыкновенной государственной монополии превратился в один из ключевых ступоров развития отечественной экономики и механизм паразитического изъятия сырьевой ренты и перекачивания в карманы приближенных к власти сырьевых олигархов и чиновников прибылей экономики и доходов населения. Складывается такое впечатление, что Газпром стал внутренним карманом для целого ряда высокопоставленных чиновников и приближенных к ним руководителей газовой монополии, в котором оседают десятки и сотни миллиардов рублей, полученных от распродажи российского газа и безудержного повышения тарифов.

На самом деле, в принципе непонятно, зачем российским гражданам и экономике в целом нужна такая государственная газовая монополия, которая совершенно искренне гордится своими рекордными прибылями, закрывая глаза на то, что получены они не за счёт модернизации производства, развития производств высоких переделов, а также повышения производственной и финансово-экономической эффективности и прозрачности бизнеса, а за счёт паразитирования на бюджете, хронической неуплаты налогов в бюджеты всех уровней и безудержного повышения тарифов на газ для населения и промышленности.

Самое удивительное во всей этой ситуации состоит в том, что контрольный пакет акций Газпрома принадлежит государству, о чём без устали напоминает чуть ли ни в каждом рекламном ролике Газпром, позиционируя себя как общероссийское «национальное достояние». Однако, непрекращающееся повышение цен на газ на 15-25% для российских потребителей, осуществляемое под совершенно надуманным предлогом необходимости выравнивания внутренних и экспортных цен на газ с целью достижения равнодоходности поставок, говорит о том, что Газпром готов вспоминать о своём статусе государственной компании и национального достояния только тогда, когда ему это выгодно.

Когда речь идёт о возможности заработать дополнительные миллиарды долларов, Газпром напрочь забывает о своей социальной функции как крупнейшей  газовой монополии и, используя своё монопольное положение на рынке, начинает активно повышать тарифы на газ для едва сводящей концы с концами отечественной промышленности и в подавляющем большинстве бедного населения.

При этом уже сегодня цены на газ для отечественных потребителей сравнялись и даже превысили оптовые цены на газ в США,  в которых средний уровень жизни населения приблизительно в 4-5 раз превышает среднероссийский показатель. Более того, только по официальным данным Росстата 60% населения России имеют доходы ниже 15 тыс. рублей  в месяц и согласно Институту социологии РАН относятся к бедным и нищим слоям населения.

Одновременно с этим российское правительство, которое является основным акционером газовой монополии и, по идее, должно делать Газпром инструментом повышения конкурентоспособности всей отечественной экономики и развития наукоёмких производств, судя по всему, вообще не волнует вопрос о том, что при нынешних ценах на газ подавляющая часть обрабатывающих производств и аграрный сектор становятся просто неконкурентоспособными. Уже сегодня средние цены на электроэнергию в России (70% выработки которой обеспечивается за счёт газа) для промышленных предприятий в 1,5 раза превышают уровень в Канаде и практически сравнились с показателями европейских стран.

Обещанное властями снижение темпов роста цен на газ практически наверняка окажется очередным предвыборным лозунгом властей

При этом совершенно не внушают никакого оптимизма заявления Газпрома и отстаивающих его интересы в правительстве чиновников относительно того, что в ближайшее время средние темпы роста цен на газ для населения России снизятся и не будут превышать 12-15% в год.

Во-первых, на протяжении последних 10 лет в рамках подготовки присоединения России к ВТО цены на газ для отечественных потребителей росли на 20-25% ежегодно. Это было обусловлено навязанным России требованием Евросоюза и США выровнять внутренние и внешние цены на энергоносители (и, прежде всего, газ), так как Евросоюз усмотрел в этом создание дополнительных конкурентных преимуществ для российских товаропроизводителей и ущемление возможностей транснациональных корпораций.

Мало того, что это требование вообще не имеет никакого отношения к базовым  условиям присоединения к ВТО и наряду с отказом российских властей от оказания адресной поддержки отечественной авиационной отрасли входит в так называемую корзину «ВТО-плюс», так ещё никто из российских переговорщиков даже не вспомнил о том, что уровень жизни в России в 4-5 раз ниже, чем в США и ЕС. Для сравнения, на среднюю заработную плату в США можно купить 4,5 тонны бензина, в Германии – 4 тонны, в целом в Еврозоне порядка 3 тонн топлива, то в России на среднюю заработную плату максимум 650-700 литров бензина.

Во-вторых, даже если и произойдёт некоторое торможение темпов роста тарифов на газ для населения России (что крайне маловероятно особенно на фоне недавнего предложения Газпрома провести очередное дополнительное повышение цен на газ на 25% в связи повышением НДПИ при разработке газовых месторождений), то темпы роста тарифов по-прежнему будут в 1,5-2 раза превышать официальные темпы роста инфляции, способствуя ещё большему падению уровня жизни и без того бедного населения.

В-третьих, и это официально признаёт правительство и руководство Газпрома – при снижении средних темпов роста отпускных цен на газ для населения с 15-20% до 10-15% темпы роста цен на голубое топливо для промышленных предприятий останутся на неизменном уровне в 20-25%. На самом деле, ускоренное повышение цен на газ для отечественных товаропроизводителей гораздо опасней, чем повышение рост тарифов на газ для населения, как с социальной, так и с экономической точки зрения.

Прежде всего, в структуре российского энергобаланса свыше 55% приходится на газ, а в цене каждого производимого товара или оказываемой услуги прямые и косвенные издержки на топливо могут достигать 15-20%. В таком случае дальнейшее повышение цен на газ на 20-25% для промышленных производителей спровоцирует скачок цен практически на все виды производимых товаров и услуг на 5-7%, что нанесёт сильнейший удар по карману наименее обеспеченных слоёв населения.

Безудержный рост цен на газ продолжит душить российскую экономику

И, самое главное – даже чисто теоретически все заявления Газпрома и российских властей относительно ожидаемого снижения темпов роста цен на газ для внутренних потребителей не имеют под собой никакого обоснования. Это обусловлено тем, что в рамках навязанных российскому руководству кабальных условий присоединения к ВТО к окончанию переходного периода адаптации российской экономики внутренние и внешние цены на газ должны будут выровняться. В настоящий момент средние отпускные цены на газ для европейских стран составляют 380-420 долл. за куб. метр, тогда как российские граждане платят за него порядка 130 дол.

Другими словами, менее чем за 6 лет цены на газ должны будут вырасти приблизительно в 3-3,5 раза, что реализуемо исключительно в том случае, если ежегодные темпы роста не будут опускаться ниже 20-25%. Принимая во внимание, что отказаться от исполнения взятых на себя обязательств российские власти не смогут хотя бы по той причине, что в таком случае против России будут подаваться иски о нарушении условий договора всеми странами, чьи корпорации рассматривают Россию как рынок сбыта для своей продукции, скорее всего, мы и впредь будем наблюдать безудержный рост цен на газ как для отечественных промышленных предприятий, так и для населения.

В таком случае получается, что любая новость о том, что Газпром получил рекордную прибыль, должна вызывать не искреннюю радость у населения и отечественных товаропроизводителей, а недоумение, почему крупнейшая газовая монополия получает возможность эксплуатировать своё монопольное на рынке газа и зарабатывать десятки миллиардов долларов за счёт безудержного повышения тарифов на газ для внутренних потребителей и получения колоссальных по своим масштабам налоговых льгот и преференций. А затем распределяет полученные триллионы рублей на финансирование крайне высоко коррупциогенных и непрозрачных с финансовой точки зрения инвестиционных проектов. Либо выплачивает их своим акционерам, которые либо вывозят их в оффшорные юрисдикции (частные акционеры), либо вкладывают их иностранные долговые бумаги (правительство России), финансируя бюджетные дефициты и развитие научно-технического потенциала у наших стратегических конкурентов в США и Евросоюзе.

Вместо развития наукоёмких производств Газпром продолжает реализовывать коррупциогенные и совершенно бессмысленные «стройки века»

И это не говоря о непрекращающейся черед громких скандалов, связанных с многократным завышением смет затрат при реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, на которых зарабатывают десятки и сотни фирм-прдрядчиков, аффилированных с менеджментом и акционерами газового монополиста. По-прежнему никто из руководителей газовой монополии не может объяснить, с какой целью (кроме откровенного желания заработать на серых схемах) Газпром продолжает строить всё новые дорогостоящие ветки газопроводов вместо того, чтобы инвестировать средства в развитие наукоёмких производств и выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.

В качестве примера можно привести развитие производства сжиженного природного газа (СПГ), который уже сегодня всё активней замещает традиционный трубопроводный газ на мировом рынке энергоносителей и делает бессмысленными масштабные капитальные вложения в нитки газопроводов. Уже сегодня Япония, США, Евросоюз и ближневосточные страны, обладающие запасами углеводородного сырья, активно развивают технологии производства и транспортировки СПГ, которые позволили уже сегодня снизить закупочные цены на СПГ для европейских стран до 280-330 долл. за тыс. куб. метров, что на 30% ниже отпускных цен Газпрома. Также не может Газпром похвастаться развитием нефтехимических производств и глубокой переработкой газового сырья, что могло бы качественно повысить конкурентоспособность газовой монополии и превратить её из сырьевого придатка в вертикально интегрированный газово-химический концерн.

По-прежнему непонятно, с какой целью ведутся многочисленные стройки всё новых веток газопроводов. Мало того, что по имеющимся данным средняя цена на строительство одного километра газопроводов обходится Газпрому в 2-2,5 раза дороже, чем его конкурентам, так ещё совершенно непонятно, каким газом и за счёт каких месторождений их буду заполнять. Даже в Норвегии, которая находится в аналогичных климатических условиях, средняя цена строительства одного километра газопроводов (в том числе с прокладкой по морскому дну), приблизительно в 2 раза ниже, чем у Газпрома.

Уже сегодня пропускная способность всех экспортных газопроводов приближается к 256 млрд. кубометров газа, тогда как по итогам прошлого года объёмы экспорта газа не дотянули и до 190 млрд. И это не считая очередной крупномасштабной стройки – в течение ближайших 3 лет Газпром планирует ввести в строй «Южный Поток», который должен позволить увеличить пропускную способность газопроводов на 63 млрд. кубометров. Судя по всему, никакой объективной потребности в строительстве новых газопроводов нет, а логика крупномасштабных строек сводится к удовлетворению политических амбиций Кремля, использующего газ в качестве инструмента продвижения своих интересов в Европе, и созданию возможностей для хищения средств со стороны менеджмента Газпрома и аффилированных с ним посредников при реализации многократно завышенных в цене инвестиционных проектов. 

Поделиться…

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам

Все Новости