Владислав Жуковский, независимый экономист для KPRF.RU: Россия превращается в страну бесполезных «советов»

27.07.2012


Владислав Жуковский, независимый экономист для KPRF.RU

Буквально на днях президент Путин в очередной раз удивил общественность, заявив, что его не устраивает качество экономических прогнозов его штатных экономистов и советников.

Однако вместо того, чтобы провести комплексную ревизию и детально разобраться, почему подавляющая часть прогнозов и ожиданий Министерства экономики, Министерства Финансов, Банка России и прочих экономических ведомств, советов и экспертных групп, оккупированных приверженцами ультралиберальной доктрины, вообще не имеют ничего общего с реальностью, президент занимается формированием всё новых комиссий и советов из всё тех же «экспертов».

В последнее время всё отчётливее проявляется тенденция по превращению России в «страну советов» - российские власти чуть ли ни ежемесячно и практически  по любому поводу создают всё новые и новые советы на всех уровнях исполнительной, законодательной и судебной власти. И если во времена Советского Союза, несмотря на всю косность и неповоротливость системы принятия решений, эти советы выполняли созидательную функцию и так или иначе были нацелены на повышение уровня жизни населения страны и конкурентоспособности экономики в целом, то нынешние советы вызывают ассоциации с публичными домами и местами для почётных ссылок.

В большинстве случаев иначе как попыткой пристроить отработавшие и дискриминировавшие себя кадры нынешние советы назвать сложно. Неудивительно, что, как правило, там заседают либо бывшие чиновники, доказавшие свою преданность нынешним властям и ушедшие на почётную ссылку (больше их «таланты» нигде пригодиться не могут в силу их неадекватности жизненным реалиям), либо идеологи нынешних высокопоставленных чиновников, которые под красивые разговоры о либерализме и неэффективности государства как сособственника занимаются разворовыванием бюджетных средств, распродажей по бросовым ценам государственного имущества и сдачей финансово-экономического суверенитета транснациональному капиталу.

При этом наибольшие опасения вызывает даже не сам факт повсеместного создания всё новых, ничего не значащих с точки зрения  разработки программ развития и процесса принятия решений советов, на всех этажах власти. Можно было бы смело закрыть глаза на безостановочное разрастание разного рода совещательных органов и размножение разного рода «экспертов» с откровенно сомнительной репутацией, если бы действительно в этих советах появлялись новые люди с новыми идеями и разными подходами к развитию экономики и социальной сферы.

Вся беда и опасность состоят в том, что во всех ранее созданных и вновь создаваемых советах в подавляющем большинстве случаев заседают одни и те же люди, которые являются главными идеологами и разработчиками программ для президента и правительства на протяжении последних 11 лет. Ожидать от них чего-то нового, кроме попытки оправдать свои действия и навязанный ими откровенно провальный социально-экономический курс, было бы просто наивно.

Отсутствие дискуссий и конкуренции программ разлагают систему государственного управления и провоцируют усиление халатности и безответственности чиновников во всех эшелонах власти

Другими словами, к огромному сожалению, мы не видим реальной конкуренции программ, не видим появления новых научно-обоснованных подходов по вопросам дальнейшего развития страны, не видим открытых дискуссий по вопросам того, почему, несмотря на все предвыборные обещания властей, Россия превращается в сырьевую колонию Запада, промышленность находится в упадке, 60% населения живёт в бедности менее чем на 15 тыс. рублей, а уровень имущественной дифференциации достигает отметок стран третьего мира.  

По-прежнему практически во всех советах, экспертных группах и прочих совещательно-консультативных органах, которыми как наростом обрастает нынешняя вертикаль власти, заседают ярые приверженцы доктрины либерального фундаментализма, которые успели окунуть страну в нищету и практически на корню уничтожить научно-технический, производственный и военно-политический суверенитет России в период «рыночных преобразований» в середине 1990-х годов.

 

У чиновников просто нет времени работать – они повязаны круговой порукой

 

Складывается парадоксальная ситуация - у чиновников просто не остаётся времени на исполнение своих служебных обязанностей. Они постоянно заседают во всевозможных правительственных комиссиях, президентских советах, межведомственных экспертных группах, а иногда ещё и успевают преподавать и принимать экзамены в ВУЗах. Печально известный опыт экс-министра финансов Кудрина, на протяжении 10 лет целенаправленно отказывавшегося от какой-либо модернизации изношенной на 75-80% инфраструктуры и державшего все несырьевые секторы экономики в состоянии жуткого инвестиционного кризиса.

Что ещё важнее - в связи с тем, что одни и те же люди, по сути дела, оккупировали все правительственные советы и президентские комиссии, они начисто утрачивают возможность и желание делать хоть что-нибудь. Любая попытка изменить ситуацию, ограничить коррупцию и повысить эффективность системы государственного управления неизбежно упирается в проблему конфликта интересов.

Складывается ситуация, при которой одни и те же чиновники и приближенные к власти псевдоэксперты с сомнительной репутацией сами себе дают рекомендации относительно того, как работать, и, что хуже всего, оценивают эффективность своих действий на других постах. Особенно наглядно это проявляется на примере недавно созданной Комиссии по контролю за исполнением предвыборных обещаний, которую возглавил сам надовавший всем обещания президент Путин, а помощниками себе выбрал бывших министров в правительстве Медведева - Суркова, Набиуллину и ещё порядка 30 чиновников. Практически не вызывает сомнения, что вся деятельность такого рода комиссии сведётся к обоснованию безусловной правильности выбранного курса развития страны, бурной критике всех альтернативных предложений и подготовке красивых отчётов о перевыполнении планов.

Не стоит удивляться тому, что практически во всех эшелонах власти сложилась круговая порука - субъект проверки одновременно (т.е. проверяющий) является объектом проверки (проверяемым) и советником самому себе, что и как делать. Такая система государственного управления блестяще справляется с задачей укрывательства кондиционеров, плодит безответственность и поощряет халатность, результаты которой мы все видим сегодня практически во всех сферах общественной жизни. Однако именно такая система "круговой поруки" разрушает сами возможности для развития государства и выходы из того финансово-экономического и, что более важно, идейного и управленческого тупика, в который загнали России за последние 20 лет псевдорыночных преобразований.

Можно было бы ожидать каких либо изменений в системе государственного управления, если бы нынешние советы и экспертные группы, целиком и полностью оккупированные идеологическими последователями Гайдара, Чубайса, Ясина и прочих либеральных фундаменталистов из 90-годов, удалось разбавить новыми людьми со свежими идеями. Все эти советы имели бы хоть какую-то ценность, если бы они стали площадкой для экспертных обсуждений и научных дискуссий по поводу вектора развития страны, а также и инструментом экспертного контроля за исполнительной властью.

Однако, к огромному сожалению, ничего подобного в настоящий момент нет и не предвидится - одни и те же лица уже 20 лет навязывают руководству страны под видом разного рода программ развития откровенную антинаучную апологетику крупного российского олигархического и транснационального капитала, призванную окончательно устранить контроль за экономикой и финансами страны и закрепить за Россией статус сырьевой колонии Запада и рынка сбыта для продукции транснациональных корпораций.

 

Российские либералы как пехота глобального управляющего класса и транснационального капитала

 

Все так называемые «эксперты», которых со столь редким постоянством нынешние власти назначают во вновь создаваемые советы, находятся у руля экономического блока на протяжении всех последних 11 лет и всё это время определяют вектор движения России. Было бы наивно ожидать, что эти люди, на протяжении последних лет трудившиеся в интересах транснационального капитала и превратившие Россию в «банановую республику» (в которой объёмы выпуска наукоёмкой продукции в 3-5 раз ниже отметок 20-летней давности, 60% населения живут менее чем на 15 тыс. рублей, а 15% населения концентрируют 92% всех доходов от собственности), станут делать что-либо в интересах отечественных товаропроизводителей и российский граждан.

К большому сожалению, российские либералы, в отличие от своих западных коллег, отстаивают независимость исключительно от своего собственного государства и народа, но не от интересов транснациональных корпораций, глобального спекулятивного капитала и иностранных элит. Речь идёт о так называемой импортной версии идеологии либерализма, предназначенной для колонизации слаборазвитых стран и зависимых территорий с компрадорской властью и в корне отличающейся от существующего в США и Европе либерализма.

Если либерализм в западных странах предполагает свободу и независимость от государственного вмешательства, то в России на протяжении последних 20 лет рыночного погрома либерализм служил идеологической ширмой для оправдания разворовывания государственного имущества,  разрушения финансово-экономического и военно-политического суверенитета, уничтожения отечественных наукоёмких производств и превращения страны в сырьевой придаток и рынок сбыта для глобальных монополий. 

По сути дела, российские либералы работают в интересах глобального бизнеса и транснационального капитала, чем и объясняется их постоянная антинаучная риторика о необходимости «интеграции в мировую экономику», присоединения к ВТО, снятия ограничений на трансграничное движение товаров и капитала  и т.д. Сегодня можно смело говорить о том, что российские либералы, совершенно искренне гордящиеся откровенным геноцидом собственного народа и разрушением производственного и научно-технического потенциала России, являются штурмовой пехотой и передовым отрядом глобального управляющего класса – транснациональных корпораций, международных банков, ИТ-монополий и политического истеблишмента экономически развитых стран.

Именно на них возложена вся грязная работа по разрушению финансово-экономического суверенитета и подрыву конкурентоспособности страны. Сюда относятся либерализация внешнеэкономической деятельности, распродажа по многократно заниженным ценам наиболее рентабельных государственных предприятий в стратегически значимых секторах экономики, отмена валютного регулирования и финансового контроля, поощрение финансовых спекуляций и «обескровливание» отечественной обрабатывающей промышленности, урезание финансирования бюджетных расходов на науку, медицину и экономику.

Другими словами, под хорошо продаваемые в СМИ разговоры о неэффективности государства как собственника и управленца (что опровергается опытом не только Китая, Малайзии и Индии, но и любимых российскими либералами США, Германии, Франции и Японии), происходит снятие защитных барьеров, угнетение национального бизнеса и распродажа наиболее лакомых кусков в отечественной экономике по бросовым ценам международным корпорациям и приближенным к власти полукриминальным олигархическим структурам.

Пожалуй, единственным исключением из 22-летнего периода монопольного правления либеральной идеологии в России является период правления правительства Примакова – Маслюкова – Геращенко. Тогда, после разрушения пирамиды ГКО-ОФЗ и банкротства модели олигархического разворовывания государственной собственностии бюджета  на какое-то время удалось отодвинуть от государственной кормушки компрадорский финансово-промышленный капитал и начать проводить независимую от Вашингтона политику возрождения отечественной экономики. Это была попытка патриотичных сил вывести страну из под внешнего управления, очистить систему государственного управления от откровенных проходимцев и воров, а также положить конец безнаказанному расхищению государственной собственности.

 

Несостоятельный ответ серьёзным вызовам

 

Тот факт, что любимым ответом действующих властей на практически любую проблему и вызов современности является создание очередного совещательного и ничего не значащего с точки зрения принятия решений совета при каком-нибудь ведомстве или министерстве (а в ряде случаев на уровне президента и правительства) свидетельствует о том, что никакой единой и продуманной социально-экономической, налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной, научно-технической и промышленной политики у властей нет.

На все вызовы современного глобализирующегося мира, в рамках которого всё отчётливее проявляется столкновение интересов транснационального капитала и глобального управляющего класса с одной стороны и национально ориентированных элит и бизнеса с другой, российские власти отвечают созданием новых совершенно ничего не значащих совещательных структур. Хуже всего, что в них, как правило, заседают всё те же коррупционеры, «агенты влияния» или просто дорвавшиеся до власти криминальные структуры.  

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам

Все Новости