Банк России как филиал американского Центробанка и ступор развития отечественной экономики
22.07.2012
Владислав Жуковский
Основной причиной столь высокой стоимости кредитных ресурсов в российской экономике является искусственное поддержание дефицита денежного предложения со стороны денежных властей и, прежде всего, Банка России. На протяжении последних 20 лет российский Центробанк никак не хочет понять, что инфляция в России имеет немонетарную природу (избыток денежного предложения), а спровоцирована высокими издержками производства в связи с коррупционными поборами, ценовым произволом сырьевых и инфраструктурных монополий, устаревшими производственными и управленческими технологиями, изношенными на 65-80% основными фондами и инфраструктурой, а также высокой стоимостью кредитов для не связанных с извлечением природной ренты обрабатывающих секторов экономики.
И чем больше Банк России занимается борьбой с инфляцией методами искусственного ограничения денежного предложения, тем большую нехватку кредитных ресурсов в экономике он провоцирует и тем острее проявляется инвестиционный кризис, который лишь закрепляет сырьевую зависимость всей экономики. В настоящий момент уровень монетизации экономики России (М2/ВВП не превышает 41%) в 2-2,5 раза ниже аналогичного показателя в странах Еврозоны (75-90%) и в 3-4 раза ниже аналогичного показателя в Китае, Индии, Бразилии и других динамично развивающихся странах.
Безусловно, это гораздо лучше, чем 9-10% в конце 1990-х годов, когда доля квазиденег (бартера, взаимозачётов, вексельного оборота и т.д.) зашкаливала за 85% от всего товарно-денежного оборота. В то время лучшие российские макроэкономисты (Д.Львов, Н.Петраков, Е.Примаков, С.Глазьев, М.Делягин, М.Ершов, Ю.Болдырев, М.Мусин, С.Губанов, В.Катасонов, В.Бурлачков и т.д.), свободные от догм либеральной пропаганды, с цифрами в руках объясняли руководству Банка России и экономического блока правительства пагубность навязанной МВФ и группой Всемирного Банка политики бездумного сжатия денежного предложений и урезания расходов бюджета.
В результате преобладания интересов оккупировавшей власть олигархии проводилась откровенно разрушительная экономическая политика - уровень монетизации экономики (М2/ВВП) рухнул с 95% в 1990г. до 11% в 1998г., ВВП сжался на 45%, промышленность обвалилась на 60%, обрабатывающие производства упали на 80%, наукоемкие производства сократили выпуск в 10-20 раз, капитальные вложения сжались в 5 раз, а численность бедного населения выросла в 10 раз.
Более того, даже сегодня ситуация изменилась не сильно - в списке главных ограничений для развития бизнеса, приводимого Росстатом, порядка 35-40% респондентов наряду с коррупцией и экономической неопределенностью отмечают нехватку доступных кредитных ресурсов.
Для того, чтобы решить проблему избыточно дорогих денежных ресурсов и сбить ставки по кредитам до приемлемых для несырьевых секторов экономики и населения 6-8% Банку России следует в спешном порядке отказаться от колониальной системы денежно-кредитного предложения, привязывающей объём первичной эмиссии рублей к притоку в Россию иностранной валюты от продажи сырья, поступлению иностранных кредитов и наплыву спекулятивного капитала. Проводимая в стране политика «валютного правления», более известная в научном сообществе как «currencyboard», провоцирует отказ государства от проведения самостоятельной независимой стимулирующей денежно-кредитной политики и увязывает прирост первичного денежного предложения с динамикой валютных резервов.
В рамках этой политики объём денежного предложения увязывается не с потребностями отечественной экономики, товаропроизводителей и банковской системы, а с независящими от государства показателями притока иностранной валюты по счёту текущих операций и капитальным трансакциям. Именно по этой причине за последние 20 лет либерального погрома экономики и социальной сферы была практически целиком и полностью была демонтирована система рефинансирования экономики со стороны Центрального Банка, а вся деятельность Банка России уже много лет сводится к выполнению функций валютного обменника. И лишь в экстренных случаях (сентябрь-декабрь 2008г., сентябрь-декабрь 2011г. и март-апрель 2012г.), когда неразвитость полноценной системы рефинансирования банковской системы приводила к формированию масштабных кризисов ликвидности и явным угрозам Путина отправить главу Банка России Игнатьева в отставку, руководство Центробанка приступало к бесконтрольным вливаниям ликвидности, которые лишь порождали иллюзию стабилизации ситуации, не решая глубинных причин отсталости банковской системы.
До тех пор, пока вся деятельность Банка России сводится к функциям валютного обменника, российская экономика будет находиться в глубоком инвестиционном кризисе
В качестве одного из действенных механизмов повышения капитализации российской банковской системы, который крайне позитивно сказался бы на уровне ликвидности и стоимости кредитных ресурсов в экономике, могло бы выступить построение комплексной системы рефинансирования банковского сектора под залог ценных бумаг, в том числе корпоративных ипотечных ценных бумаг. Для сравнения, уже более 11 лет порядка 90% всех активов Банка России приходится на иностранную валюту – другими словами, единственным каналом эмиссии рублей и первичного денежного предложения является покупка иностранной валюты, тогда как более 85% совокупных активов Федеральной Резервной Системы США, Банка Японии и Банка Англии приходилось на операции рефинансирования банковского сектора и покупку государственных облигаций своих стран.
Таким образом, Центробанки экономически развитых стран как ключевые органы экономической власти, осуществляют предоставление долгосрочных кредитов своему собственному правительству, которое получает возможность осуществлять финансирование капиталоёмких долгосрочных инвестиционных проектов. В том числе в сфере жилищного строительства и развития дорожной, транспортной, энергетической и жилищно-коммунальной инфраструктуры. Более того, для спасения отечественной банковской системы и недопущения обвала на рынке низкокачественной ипотеки ФРС США и вовсе была вынужден увеличить долю прямых вложений в ипотечные ценные бумаги до 40%, эмитировав с этой целью порядка 1,3 трлн. долл.
Если экономические власти на самом деле хотят сделать ипотеку доступным инструментом решения «квартирного вопроса» для широких слоёв населения, то для этого необходимо в 1,5-2 раза снизить среднюю ставку по ипотечным заимствованиям. Об этом же был вынужден открыто заявить президент Путин, указавший, что к 2018г. помимо прочего на 20% должны снизиться цены за квадратный метр, а ставка по ипотеке должны превышать инфляцию не более чем на 2,2%. Однако при сохранении нынешней денежно-кредитной политики такого рода цели являются нереализуемы в силу того, что российские банки сами вынуждены занимать даже на межбанковском рынке под 6-6,5% годовых (краткосрочные займы), а стоимость среднесрочных и долгосрочных источников фондирования не опускается ниже 9-12%.
Банку России следует отказаться от привязки всего денежного предложения и эмиссии рубля к притоку иностранной валюты и приступить к построению полноценной системы рефинансирования банковской системы, которая позволит преодолеть хроническую нехватку денежных ресурсов в экономике, снизит стоимость заимствований и даст стимул банкам к долгосрочному кредитованию населения и бизнеса. Именно это позволило бы превратить российскую банковскую систему, превратившуюся в сборище спекулянтов и отмывочную станцию «бюджетных нефтедолларов» и инструмент легализации преступных доходов, в действенный инструмент трансформации сбережений в инвестиции.
В качестве одной из мер можно было бы рассмотреть возможность Банком России напрямую выкупать секьюритизированные портфели ипотечных кредитов с рынка у крупных коммерческих банков, либо выкупать аналогичные пулы ипотечных закладных у АИЖК после их первичного структурирования.
Такого рода операции позволили бы существенно повысить привлекательность ипотечного кредитования для банков и населения, снизили стоимость привлечения кредитных ресурсов для банков и ставки по ипотеке для населения, способствовали целевому использованию предоставляемых кредитных ресурсов и, как следствие, дали бы мощный импульс развитию строительного сектораи повышению ёмкости ипотечного рынка при отсутствии негативных инфляционных процессов. По сути дела, в таком случае речь могла бы идти о долгосрочном целевом кредитовании банковской системы и национальной экономики со стороны Банка России, в рамках которого российские банки и строительный сектор получили бы прямой доступ к дешёвым долгосрочным и по сути дела неограниченным по масштабам первичным денежным ресурсам Банка России.
По большому счёту, именно на таких принципах и построено функционирование центральных банков крупнейших экономик мира, которые не просто борются с инфляцией ограничением денежного предложения, но выступают полноценным кредитором последней инстанции и ключевым механизмом рефинансирования экономики.
Усиливающееся бегство капитала, незаконный вывоз капитала и коррупция душат российскую экономику
Помимо этого принципиально важным является предпринять меры по существенному сокращению масштабов вывоза капитала, который в последние годы достиг рекордных отметок за всё время статистических наблюдений и подрывает и без того ослабленную и обескровленную денежную систему и экономику России.
По данным Банка России только за период с 2008г. чистое бегство капитала из России превысило отметку в 350 млрд. долл., что эквивалентно величине федерального бюджета России по итогам 2011г. Из них порядка 136,7 млрд. долл. (или 41% федерального бюджета) пришлось на незаконный вывоз капитала в рамках внешнеэкономической деятельности – невозврат экспортной выручки, неполучение товаров и услуг в счёт денежных переводов по импортным контрактам, а также осуществление фиктивных операций с финансовыми инструментами и ценными бумагами. Ещё порядка 37,2 млрд. долл. (11% федерального бюджета) составил зафиксированный денежным регулятором вывоз откровенно криминального капитала в оффшорные юрисдикции по статье «чистые ошибки и пропуски».
До тех пор, пока в российской финансовой системе существует такого масштаба дыра, из которой только за последние 8 месяцев на фоне усилившейся предвыборной социально-политической нестабильности и разрастающейся рецессии в Еврозоне было вывезено порядка 80 млрд. долл. (24% федерального бюджета, что в 1,6 раз превышает совокупный размер ипотечного рынка России), ни о каком преодолении кризиса ликвидности и хронической нехватки денежного предложения не может быть и речи. Не стоит удивляться тому, что за период с сентября предыдущего года средние ставки на межбанковском рынке подскочили в 2 раза (с 3 до 6%), а Банк России был вынужден потратить на борьбу с двумя возникшими за последние полгода кризисами ликвидности более 2 трлн. рублей в каждом случае.
Это всего лишь в 2 раза ниже рекордных отметок бесконтрольного вливания бюджетных средств в разгар кризиса 2008г., когда изначально направленные на спасение обрабатывающей промышленности деньги утекли на влбтный рынок и спровоцировали 50% обесценение рубля.
Прежде всего, необходимо снизить масштабы хищений в бюджетной системе и не на словах, а на деле объявить войну коррупции, которую даже нынешний президент был вынужден охарактеризовать как «системную», а главный военный прокурор Фрединский назвал «космической». Только в 2011г. свыше 3,5 трлн. бюджетных рублей (или 40% госзаказа) было размещено на неконкурентной основе, а размер рынка легализации преступных доходов и обналичивания криминальных прибылей превысил 5,5 трлн. рублей или 10% ВВП.
Совершенно непонятно, каким образом можно реализовывать какие-либо планы по модернизации экономики и развитию рынка доступного жилья в условиях, когда порядка 25-45% расходной части федерального бюджета оседает в карманах коррумпированных чиновников и аффилированных с ними фирм-однодневок. И это при том, что масштабы теневого сектора экономики только по официальным данным составляют 15% ВВП, а в действительности зашкаливают за 30-35% ВВП или 15-18 трлн. рублей ежегодно.
Без возрождения валютного регулирования и ужесточения финансового контроля не удастся заткнуть дыру в российской финансовой системе
Одновременно с этим требуется возродить демонтированный в первой половине 2000-х годов жёсткий валютный контроль и валютное регулирование, без которого значительная часть выделяемых государством бюджетных средств не идёт на развитие обрабатывающих производств (в том числе в строительный сектор), а плавно утекает на валютный и финансовый рынок, где норма спекулятивных прибылей в 3-5 раз превышает отдачу в несырьевыых секторах экономики при практически отсутствующих производственных и коммерческих рисках.
Ещё одним действенным инструментом развития жилищного строительства может стать увеличение масштабов финансирования проектов доступного жилья при одновременном качественном повышении контроля за расходуемыми бюджетными средствами. И для этого не нужно увеличивать долговую нагрузку на и без того задавленные налоговым бременем обрабатывающие отрасли промышленности и высокотехнологичные производства, либо идти на расширение бюджетных дефицитов. Для этого достаточно просто повысить уровень собираемости налогов с нынешних 65-70% хотя бы до общеевропейских 85%, что автоматически позволит увеличить доходную часть бюджета на 1,5-2 трлн. рублей.
Вкупе с ограничением масштабов коррупции (5,5 трлн. рублей), теневого сектора экономики (25% ВВП) и незаконного вывоза капитала (1,2 трлн. рублей), а также введением прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц и социальных платежей (500-700 млрд. рублей) это позволит увеличить доходную часть бюджета в 1,5-2 раза и выведет из тени порядка 20-30% искусственно загнанного туда коррумпированными чиновниками ВВП.
Мало того, что этот колоссальный по своей ёмкости и до сих пор неиспользуемый финансовый резерв страны позволит на 3-4 года отказаться от государственных заимствований и заморозить тарифы естественных монополий, так он ещё поможет государству в 2-3 раза увеличить финансирование программ развития жилищного комплекса, а также создаст условия 3-кратного для наращивания государственных вложений в науку и образование (550 млрд. рублей), медицину (500 млрд.), ЖКХ (290 млрд.).
За счёт этих средств можно будет провести комплексную модернизацию российской экономики и находящейся в аварийном состоянии инфраструктуры за 3-5 лет и решить проблему переселения граждан из аварийного и ветхого жилья, отказавшись от новых государственных заимствований, на обслуживание которых уже сегодня правительство тратит порядка 350 млрд. рублей.
Для развития экономики необходимо вывести Банк России из под внешнего управления и заставить его выполнять функции по финансированию развития отечественной экономики
Для развития российской экономики и проведения модернизации Банк России должен превратиться в институт развития отечественной экономики и рефинансирования банковской системы. В настоящий же момент российский Центробанк по своей сути является филиалом Федеральной Резервной Системы и проводником интересов финансовой олигархии Уолл-Стрит в России, обеспечивающий перекачивание финансовых ресурсов государства и частного сектора на поддержание долларовй пирамиды долгов. Уже сегодня можно говорить о том, что российский Центробанк, искусственно поддерживающий острый дефицит денежного предложения и привязывающий всю эмиссию российского рубля к притоку «нефтедолларов», является инструментом внешнего управления за всей российской экономикой, за счёт которого поддерживается многолетний инвестиционный кризис, а обрабатывающая промышленность лишена всяких источников финансирования роста.
Именно по этой причине объем денег в экономике России по отношению к ВВП (монетизация экономики не превышает 42% ВВП) в 2 раза ниже, чем в странах Еврозоне и в 3-4 раза ниже, чем в динамично развивающихся «азиатских тиграх» и других странах группы BRICS. Этим обусловлен тот факт, что, согласно данным Росстата, свыше 42% всех капитальных вложений в обновление и расширение основных фондов осуществляется за счёт собственных внутренних ресурсов предприятий (прибыль, амортизационные отчисления, фонды накопления капитала и т.д.). И лишь менее 7,7% всех инвестиций в обновление производственных мощностей осуществляется благодаря привлечению банковских кредитов, а на долю капитала, привлекаемого на фондовом рынке (превратившимся в инструмент спекулятивного прокручивания бюджетных средств и легализации преступных доходов), приходится менее 1%. По-прежнему принципиально важными остаются бюджетные источники финансирования капитальных вложений – на них приходится более 18% всех инвестиций.
Другими словами, российская экономика и финансовая система имеют огромный потенциал дальнейшего развития, реализация которого поможет дать мощный импульс как всей экономике в целом, так и строительному сектору как одному из её ключевых элементов. Однако реализация этого потенциала целиком и полностью находится в руках правящих властей и противоречит корыстным интересам огромного числа высокопоставленных чиновников, воспринимающих коррупцию как сущностный смысл своего существования и конституционную обазанност. В этой связи принципиально важным является реализация комплекса мер, способного повысить доступность ипотечных ресурсов для широких слоёв населения, способствовать повышению уровня жизни российских граждан и снижению цены на недвижимость.
В данном случае Банк России за счёт развития системы комплексного рефинансирования банковского сектора под залог ценных бумаг (в том числе ипотечных) и увеличения денежного предложения мог бы способствовать существенному снижению процентных ставок по ипотечным кредитам и повышению их доступности. За счёт инструментов налогово-бюджетной политики и ограничения теневого сектора экономики можно обеспечить существенный рост бюджетных доходов и снижение имущественной дифференциации общества, что даст мощный импульс развитию строительного сектора и спросу на жильё. А возрождение разрушенного в середине 2000-х годов валютного регулирования и контроля вкупе с реальной борьбой с коррупцией и незаконным вывозом капитала позволит существенно сократить масштабы законного и незаконного вывоза капитала, снизят коррупционную составляющую в цене квадратного метра и дадут импульс частной инициативе.
Сочетание обозначенных выше мер с упрощением процедуры вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот, развитием системы градостроительства и избавлением от законодательных анахронизмов позволит существенно повысить предложение качественного и доступного жилья, способствует решению давно назревшего «квартирного вопроса», позволит улучшить жилищные условия подавляющему числу жителей России и даст мощный импульс развитию российской экономики и обрабатывающей промышленности в целом.
Поделиться…
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам