Михаил Делягин: «Правительство Путина было самым успешным после кабинета Примакова, - хотя и в совершенно ином смысле»
05.05.2012
М. Делягин
- Не стал бы отделять премьерство Путина от первых двух сроков его президентства: изменения, как мы видим, глядя на господина Медведева, носили чисто косметический и сугубо временный характер, а реальный руководитель государства оставался прежним.
Среди провалов затруднительно выделить что-то отдельно.
Хотя «провалами» это выглядит лишь с точки зрения интересов нашей страны; с точки зрения правящей тусовки, перерабатывающей Россию и ее народ в личные богатства это, скорее, успехи.
Продолжалось успешное уничтожение образования, здравоохранения и культуры; с 1 июля закон «О бюджетных организациях», официально нацеленный на «повышение степени платности бюджетных услуг», придаст им новый импульс.
Фактическое уничтожение армии шло на фоне ликвидации военного образования и систематического неисполнения гособоронзаказа. Реформа МВД превратилась в клоунаду за исключением интенсификации процессов изгнания уцелевших честных и профессиональных элементов.
Налоговая нагрузка на бизнес и обычных людей резко выросла.
Правящая тусовка и повязанные с нею олигархи благодаря описанным тенденциям существенно нарастила свои богатства и легализовала значительную их часть за пределами России.
- Что было, возможно, каким-то прорывом, что дало положительную динамику развитию России за эти годы?
- Мне о подобных действиях путинского правительства не известно ничего. Согласно даже официальным документам, динамика российской экономики всецело определяется высокими ценами на нефть, но даже официальные же пропагандисты не решаются считать их заслугой Путина и его правительства.
- Как правительство справилось с кризисом и его последствиями?
- Гениально: почти до конца 2008 года в нем вообще было запрещено произносить слово «кризис». А нет кризиса – нет и последствий.
Массовая и беспорядочная раздача денег олигархам привела к их новому баснословному обогащению, хотя и поставила под контроль госструктур, по сути, лишив их полной самостоятельности.
Социальная поддержка, несмотря на запоздалость и чрезмерную затратность, в целом выполнила свою роль. Но в целом антикризисная политика свелась в основном к уступкам наглому олигархическому шантажу, а из острой фазы кризиса Россия вышла, потеряв четверть триллиона долларов международных резервов, потому, что из нее вышел весь мир, и нефть вновь начала дорожать.
Пресловутую политику «плавной девальвации рубля» я и сейчас считаю не только хозяйственным, но и социальным преступлением.
- Что было положительными моментами в работе правительства? Например, борьба с инфляцией, с коррупцией, может быть, что-то еще?
- Некоторые успехи достигнуты в ограничении произвола монополий, например, в мобильной связи. Реализовано несколько значимых контрактов по экспорту сырья.
Увольнение Кудрина было, безусловно, позитивным моментом. Мы видели, насколько прозрачней после этого стало исполнение бюджета.
ОМОНовцам выдали новые ботинки, прочные, удобные и при том красивые. Поступила на вооружение полиции бронемашина с демократически-инновационным названием «Каратель».
Боюсь, это почти все.
- Какая отрасль экономики вышла вперед за время премьерства Путина?
- Развитие получили Интернет и мобильная связь, - так как в этих сферах мертвящая роль правящей тусовки минимальна. Бурно продолжала развиваться торговля и виды бизнеса, связанные с паразитированием на бюджетных расходах под теми или иными предлогами – от «военных» до «социальных». Успешно крепли мафии, в том числе этнические.
А в целом лидирующей отраслью России, чтобы не сказать «основой ее государственного строя», оставалась коррупция. Вероятно, ударно развивалась и наркомания, но данные в этой сфере неточны.
- Вопрос о будущем правительстве. Кто из нынешних министров и вице-премьеров, по Вашему мнению, войдет в кабинет Медведева, а кто пролетит, и почему?
- Думаю, что «пролетят» Сечин и Шувалов. Первый – потому что при нем в качестве первого вице-премьера премьера Медведева никто и не заметит, а второй – для симметрии, чтоб либеральный клан не слишком радовался. Понятно, что скандал с вероятной инсайдерской торговлей – не более чем предлог. Ссылка Шувалова в Сибирь с выводом ее и Дальнего Востока из федерального законодательства освободит пост председателя Банка России для Кудрина. Его занимает глубоко порядочный С.М.Игнатьев : согласитесь, для либеральной тусовки это абсолютный нонсенс, и «белую ворону» в лучшем случае изгоняют из стаи, если вовсе не съедают.
Забавно, что, если Шувалов все же возглавит Банк России, он тем самым займет место, на которое должен бы был претендовать Кудрин, и последний «повиснет в воздухе». Хороших мест ему не останется, а в правительство его Медведев допустить не может: дело принципа. Ничего лучше Счетной палаты ему не светит, - и некоторые белорусы, кстати, уже приготовились встречать Степашина в качестве посла России. Что ж, хоть Белоруссии в этом случае повезет. Кудрин же на посту председателя Счетной палаты может стать инструментом ликвидации неугодных либеральному клану силовиков: так Устинов, превратив Генпрокуратуру в серьезного экономического регулятора, подтвердил, что не место красит человека, а человек – место.
Думаю, найдутся министерские посты для таких близких к Медведеву людей, как Дворкович и Тимакова. С ужасом думаю, какие же это будут посты – очень сложно найти сферу, которую, по словам Бисмарка, «не жалко».
Рогозин может стать Министром обороны. Нургалиев останется – он практически идеален для нынешней власти.
Уйдет Фурсенко, вероятно – Левитин и такое трагическое, на мой взгляд, недоразумение, как Скрынник.
Было бы хорошо, чтобы сохранились Лавров и Силуанов, а Авдеев ушел: он кадровый дипломат, а вовсе не специалист по развитию культуры.
Интересна судьба Сечина: он хороший управленец, и задвигать его в ту или иную госкомпанию – значит разбазаривать кадры. С точки зрения эффективности его надо бы поставить по главе Совбеза, превратив его в аналог Политбюро, своего рода «правительство над правительством». Заодно будет решена и проблема неутоленных мечтаний Медведева и, главное, его окружения о реальной власти. Но такой шаг требует управленческой грамотности, которую наша правящая тусовка давненько не демонстрировала.