Эксперт. М.Хазин: На кой черт нам нужна ВТО?

17.11.2011

 

“Накануне.ru”

  Россия может стать полноправным членом ВТО уже в середине декабря, сообщает сайт “Накануне.ru”. Рабочая группа согласовала, какие рынки откроет Россия, и период, за который это произойдет. Эксперты после беглого знакомства с этими данными уже предрекают скорый выход России из организации. Россия находится не в том положении, чтобы на равных конкурировать с другими странами во многих сферах, а реформа, связанная с развитием промышленности, будет просто невозможна. Россия необходима Западу как рынок для сбыта своей продукции в то время, когда мир находится на грани второй волны экономического кризиса. Об этом недвусмысленно говорит и американский президент Барак Обама. О гибели российской промышленности, безработице и необходимости российского рынка для Запада рассказал «Накануне.RU» экономист, президент компании "Неокон" Михаил Хазин.

Спустя 18 лет переговоров, Россию впускают в ВТО. Казалось бы, что это логичный итог длительной работы, который стал возможен благодаря профессионализму переговорщиков и росту экономики в целом. Однако спешка, с которой этот итог подводят, заставляет усомниться в его логичности и разумности. Спустя несколько лет глухой обороны, в которой была Грузия, неожиданно разрешаются разногласия с этим  "видным" членом ВТО. В считанные дни подписывается соглашение, подписывается протокол о вступлении и распивается шампанское в новеньких футболках с надписями "Mission accomplished" и "Welcome to the WTO… Finally!". Президент Обама тут же отправляет поздравление и заявляет о необходимости отмены поправки Джексона-Вэника, которая могла бы быть отменена еще 20 лет назад, после распада Советского Союза.

Итак, что же Россия принесет в жертву глобальной торговой интеграции?

По информации, представленной на официальном сайте ВТО, с момента присоединения будут снижены более трети импортных тарифов. Еще четверть – спустя три года после вступления. Самый длительный переходный период предусмотрен для мяса домашней птицы – 8 лет, на год меньше для автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов.

Предполагается, что непосредственно после вступления будут снижены пошлины, введенные во время кризиса, причем до уровня, который был перед 2008 годом, с последующим снижением в течение нескольких лет. В целом  до 1 июля 2018 года Россия снизит средневзвешенную ставку импортных товаров с 10% до 7,8%. Наиболее значительное снижение произойдет на молочные продукты (с 19,8% до 14,9%), зерновые культуры (с 15,1% до 10%), на древесину и бумагу (с 13,4% до 8%), а также на хлопок и на продукты информационных технологий (с 5,4% до 0). При этом Россия обязана будет сократить объем господдержки сельского хозяйства с $9 млрд. до $ 4,4 млрд. Ряд ограничений и правил регламентируется и для иных отраслей, для сферы услуг, энергетики, транспортных тарифов и т.д.

Все эти изменения с радостью прокомментировал президент США Барак Обама, в красках расписав преимущества для России от вхождения в ВТО.

"Членство России в ВТО позволит снизить тарифы и улучшить международный доступ на российский рынок услуг, сделает Россию подотчетной системе правил, управляющих международным торговым поведением, а также предоставит средства использовать эти правила", – говорится в поздравлении Обамы.

"Присоединение России к ВТО даст возможность увеличить экспорт для американских производителей и фермеров, которые, в свою очередь, получат высокооплачиваемые рабочие места в США. Россия также открывает свой рынок услуг в секторах, приоритетных для американских компаний, включая аудиовизуальный, телекоммуникационный, финансовый, компьютерный и сектор розничной торговли", – подчеркивает американский лидер.

Перспективы, действительно, "радужные", если не вспоминать о том, что эти слова адресовались не американским избирателям накануне предвыборного года, а российским гражданам, которые могут в удивительно короткие сроки просто потерять сельское хозяйство и промышленность.

Экономист, президент компании экспертного консультирования "Неокон" Михаил Хазин рассказал Накануне.RU о том эффекте, который ждет Россию после вступления в ВТО, и о новом витке кризиса, который вынуждает западные страны искать себе новые потребительские рынки.

Вопрос: ВТО опубликовала условия, на которые согласилась Россия, чтобы войти в состав организации. Как Вы оцениваете их, способны ли они на первых порах обезопасить внутренний рынок и какие последствия в целом могут быть при таких условиях?

Михаил Хазин: По каждому конкретному поводу можно очень много спорить. Мы знаем, у сторонников ВТО найдется масса по этому поводу аргументов. Но главное, на что хочу обратить внимание – мы должны повысить внутренние цены на энергоносители. Это означает, что у нас нет никаких шансов поднять собственное промышленное производство, при том, что мы экспортируем сейчас только энергоносители. Ну и зачем, спрашивается, нам все это нужно? Я считаю, что сегодня, вступление в ВТО – это идиотизм. Даже руководитель МВФ, которая к нам приезжала недавно, Кристин Лагард, задала риторический вопрос: "Зачем вам это надо сейчас, какой смысл?" Это в чистом виде идеологическая мулька либералов, направленная на то, чтобы в России не возродилась экономика. А зачем это надо, я не знаю.

Вопрос: Самое значительно снижение финансирования коснется сельского хозяйства – господдержка сократится вдвое, при значительном снижении пошлин на ввоз импортной продукции сельского хозяйства. Какие последствия ждут эту отрасль?

Михаил Хазин: Замечательно. У нас поддержка сельского хозяйства ниже, чем в Европе раз в восемь, и мы еще должны снизить. 

Вопрос: Вообще, у нас в этой отрасли остаются какие-то шансы, чтобы выжить, как считаете?

Михаил Хазин: Понимаете, какие-то шансы остаются всегда, но надо при этом понимать, что наши, как сейчас принято говорить, партнеры приложат все усилия, чтобы у нас их не было. Им надо продавать свою продукцию. Как говорится, ничего личного, только бизнес.

Вопрос: Снижение пошлин на импорт достаточно существенное. Приведет ли оно к столь же существенному сокращению бюджета или будет компенсировано увеличением объемов?

Михаил Хазин: Снижение пошлин на импорт, прежде всего, приведет к росту безработицы.

Вопрос: Каких масштабов?

Михаил Хазин: Этого я сказать не могу. Никто этого сказать не может. Это все спекуляции.

Вопрос: А, вообще говоря, можно ли считать вопрос о вступлении решенным?

Михаил Хазин: Я думаю, что нам придется из ВТО очень скоро выходить, если мы начнем заниматься реформами, связанными с восстановлением экономики страны.

Вопрос: Ратификация российским парламентом должна быть проведена до 15 июня, то есть, по всей видимости, уже не только новым составом парламента, но и при новом президенте и правительстве. Не было ли более логично все эти соглашения подписывать после выборов, или это не имеет большого значения?

Михаил Хазин: Одно могу сказать: мне совершенно очевидно, что такая спешка со вступлением России в ВТО связана, как раз, с тем, что начался экономический кризис уже в полном объеме. Сейчас им категорически нужно открыть наши рынки для своей продукции любой ценой.

Вопрос: Отношение к вступления в ВТО в России достаточно неоднозначно. У этого процесса масса противников. Может ли этот процесс, наложившийся на предвыборный цикл, какое-то влияние оказать на результат выборов?

Михаил Хазин: Я так не думаю. Насколько я понимаю, нашему народу уже абсолютно наплевать, что происходит. Народ твердо убежден, что нарисуют те цифры, которые нужно. Это не совсем соответствует реальности, я думаю, что если народ будет очень сильно голосовать не так, как "надо", то на что-то повлиять сможет. Посмотрим.

Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что даже отмена поправки Джексона-Вэника выглядит в данном случае не как необходимое решение, а как имиджевый ход, необходимый для отвлечения внимания.

"На самом деле непринципиально, отменят ее или нет. Все равно, сегодня эта поправка не действует, ее действие приостанавливают каждый год. Это, скорее, имиджевый шаг, чем системное решение. По большом счету, там менять особо нечего, но есть такие реликты прошлого, как поправка Джексона-Вэника или известное "обращение о порабощенных нациях", где упоминается Казакия, Идель-Урал, порабощенные Россией", – рассказал эксперт в беседе с Накануне.RU.

Минченко отметил, что для Запада сейчас необходим потребительский рынок России, чтобы развивать свои транснациональные корпорации, и это одна из причин такого стремительного завершения 18-летней эпопеи со вступлением России в этот торговый клуб.

Справка: "Закон о порабощенных нациях" подписанный президентом Дуайтом Эйзенхауэром в 1959 году имел антирусский характер. В тексте содержатся обвинения советского режима в империалистических амбициях и в порабощении народов, в том числе и несуществующих, а также обещание нести этим народам "свободу и независимость".

"Иvмпериалистическая политика коммунистической России привела, путем прямой и косвенной агрессии, к порабощению и лишению национальной независимости Польши, Венгрии, Литвы, Украины, Чехословакии, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Румынии, Восточной Германии, Болгарии, континентального Китая, Армении. Азербайджана, Грузии, Северной Кореи, Албании, Идель-Урала, Тибета, Казакии, Туркестана, Северного Вьетнама и других", – говорится в тексте закона. Несмотря на то, что большая часть государств, указанных в тексте, получили независимость и являются членами ООН, а Советский Союз разрушен, закон отменен не был. 

Поделиться…

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Все Новости