Полина Федотова. Информационное общество перевели на оброк

10.08.2011

За Науку!

 

 
   
 

 

      Страх, насилие и ложь, - вот три кита, на которых держится сегодня российское общество. Эта «тоталитарная триада», как клеймо, все явственнее проступает под ветшающими одеждами  «суверенной демократии».

Насилие во всех его видах и формах. Страх перед насилием. Страх потерять работу, лишиться жилья, сбережений, страх заболеть, страх перед будущим, страх за себя и за своих близких.

  Люди пытаются уйти от этой неумолимо жестокой реальности в иллюзорный мир фантазий, благо современная цивилизация доставляет массу средств для этого - от наркотиков до компьютерных игр. Эскапизм - бегство от действительности - принимает сегодня характер массовой эпидемии. Люди сами отворачиваются от правды, в чем им охотно помогают услужливые и обслужливые СМИ.

Ложь и лицемерие - своего рода психологический наркоз, который власть предержащие вливают лошадиными дозами лежащему в беспамятстве пациенту, чтобы тот не очухался и не пришел в себя. Уста чиновников, как заклятье, произносят одно за другим волшебные слова: инновация, модернизация, демократический транзит, информационное общество... Увы, напрасно! Далекие, занебесные слова! Они не даются шарлатанам, и духи времени неподвластны мнимым волхвам, возомнившим себя властелинами вселенной...

Для тех же, кто не подвержен их усыпляющему действию, ясно, как день, что не инновация, а инволюция - вот суровая реальность современной России. Страна переживает чудовищный исторический откат назад, в доиндустриальное общество, где деградация промышленного потенциала сопровождается аналогичной деградацией социальной и культурной сферы. Если и наблюдается сегодня какой-либо прогресс в развитии российского общества, то это именно прогрессирующая деградация всех сфер общественного организма.

Новое общество, черты которого уже зримо проступают сквозь завесу официальной лжи, в современной науке и публицистике получило название «нового средневековья», «неофеодализма» или даже «неоварварства».[1] Что и говорить, под гипнотические завывания об «инновациях» власть и бизнес выступают с законодательными инициативами вполне феодального свойства.

Не так давно Российский Союз предпринимателей и промышленников (РСПП) весьма галантно предложил российским трудящимся «добровольно» перейти на 60-ти часовую рабочую неделю (12-ти часовой рабочий день) и отменить бессрочные трудовые договоры, что возвращает нас во времена Диккенса и «работных домов».[2]

Незадолго до обнародования этой инициативы российского бизнеса правительство РФ в официальном порядке ввело оброк ... за пользование информационными технологиями! С 23 октября 2010 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации "О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях". Отныне, при продаже компьютеров, любых носителей информации (флэш-карт, дисков и т. п.), мобильных и стационарных телефонов, видеокамер, телевизоров, радиоприемников, гарнитур для сотовых телефонов, портативных раций и другой аппаратуры будет изыматься дополнительный однопроцентный налог в пользу правообладателей.

Платить дополнительные отчисления придется независимо от того,  в каких целях планирует покупатель использовать приобретаемую технику, и будет ли он вообще использовать ее для «воспроизведения» и копирования чужих авторских произведений. Достаточен сам факт покупки любого носителя информации или средства для записи и отображения данных. При этом в список попали такие технические средства, которые принципиально невозможно использовать для копирования чего бы то ни было (как, например, стационарный аналоговый телефон или гарнитуру для сотового телефона).

Постановление сразу вызвало массу вопросов.

Во-первых, к какой категории сборов относится предусмотренное Постановлением «вознаграждение»? Если это «налог», как о том объявили средства массовой информации, то введение новых налогов относится только к компетенции Государственной Думы, а не правительства РФ. Правительство не имеет права вводить какие-либо налоги. Если это плата за использование медиа-контента, то ведь она не отменяет платы за приобретение лицензионного диска или программы. Получается, что авторы будут получать вдвойне - и отчисления от продажи лицензионных дисков, и дополнительное однопроцентное «вознаграждение».  

Может быть, это компенсация авторам за незаконное распространение их произведений? Но в том-то и дело, что введение этих компенсационных выплат не избавляет от ответственности за изготовление и распространение пиратских копий. Получается, что нарушители будут расплачиваться дважды, а потерпевший дважды вознаграждаться. Но это противоречит юридическому принципу, согласно которому за одно и то же правонарушение дважды не наказывают, как за один и тот же подвиг дважды не награждают.

Во-вторых, эта мера отменяет еще более важный принцип современного права - презумпцию невиновности. Введение «вознаграждения» (а по сути, штрафа) на каждого, кто приобретает средства передачи и распространения информации, тем самым, заранее предполагает в нем изготовителя и потребителя контрафакта, т. е. правонарушителя! Но ведь «не пойман - не вор». Это аксиома не только народного, но и юридического правосознания.

Получается, что штрафуют не тех, кто нарушает закон, изготовляя и распространяя пиратские копии, авсех подряд. Таким образом, нелегитимная власть, не имеющая никакого доверия в глазах населения, в свою очередь, отказывает в доверии всем и каждому, заранее штрафуя за еще несовершённые действия! Власть открыто демонстрирует свою нелояльность обществу, априори предполагая в каждом из его членов преступника.

Лично я знаю многих, кто ни за деньги, ни за бесплатно не смотрел, не смотрит и не будет смотреть киноподелки Лунгина или Михалкова. Почему же из своего кармана мы должны возмещать им упущенную прибыль от продажи их пиратских дисков? Выявляйте контрафакт, господа, обращайтесь в суд и требуйте по суду возмещения ущерба. Ведь в цивилизованных странах конфликты должны решаться через суд, не правда ли? А увеличивать свой доход, штрафуя всех без разбора членов информационного сообщества, - это грабеж среди бела дня.

И еще один вопрос, возникший в связи с данным постановлением. В чей карман будет поступать новый «налог»? В правительственном документе не определен порядок распределения средств между правообладателями и не решено, на какую из организаций будет возложена эта задача. Расчет отчислений определенным авторам планируется производить на основе статистических данных, т. е. формирования рейтинга продаж музыки и показов фильмов. Учитывая, что верхние строчки рейтингов занимают приближенные к власти лица, очевидно, что оброк пойдет в пользу «мастеров бескультурья». Но кто и как будет определять - сколько и кому именно?

Решение этого вопроса затянулось  почти на год. В октябре 2010 года Росохранкультура аккредитовала Российский Союз правообладателей (РСП), президентом которого является Никита Михалков, на сбор авторских отчислений с производителей и импортеров техники и чистых носителей. После этого начались жалобы в суд со стороны Российского общества по смежным правам (РОСП), которое также претендовало на сбор налога. В апреле 2011 г. иск РОСП об отмене решения комиссии Росохранкультуры был отклонен постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда. РОСП подал новый иск - в Федеральный арбитражный суд. 9 августа 2011 г. в прессе появилось сообщение, что Федеральный арбитражный суд Московского округа подтвердил решение Росохранкультуры об аккредитации Российского союза правообладателей (РСП) Никиты Михалкова на сбор 1% со стоимости звукозаписывающей техники и чистых носителей. Что, в общем, не удивляет. Апологет дворянства и белогвардейщины получил право на получение феодальной ренты.

Взимание средневековой «виры» за пользование информационными технологиями является наглядным доказательством того, что научно-технический прогресс автоматически не влечет за собой прогресс социальный. Эта иллюзия либерального прогрессизма, к сожалению, еще бытует среди части представителей нашего интеллектуального сообщества. Они наивно полагают, что информационные технологии по самой своей общественной природе несовместимы с институтом частной собственности. Но социальная практика показывает, что научно-техническая революция и социальное варварство - вещи вполне совместимые.[3] Остается лишь надеяться, что «новое средневековье», по выражению одного оппозиционного публициста, недолго будет компьютерным...

 _______________________________

 

Суд разрешил Михалкову собирать налог с «болванок»

http://forum-msk.org/material/news/6951064.html

 

09.08.2011

Федеральный арбитражный суд Московского округа подтвердил решение Росохранкультуры об аккредитации Российского союза правообладателей (РСП) Никиты Михалкова на сбор 1% со стоимости звукозаписывающей техники и чистых носителей, передает РАПСИ. Таким образом, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля, которым был отклонен иск Российского общества по смежным правам (РОСП) об отмене решения комиссии Росохранкультуры, осталось в силе.

Напомним, в октябре 2010 года Росохранкультура аккредитовала РСП, президентом которого является Михалков, на сбор авторских отчислений с производителей и импортеров техники и чистых носителей.

После этого начались жалобы в суд со стороны Российского общества по смежным правам (РОСП), которое также претендует на сбор налога.



[1] См. об этом подробнее: Татьяна и Валерий Соловей. Прогресс в обратную сторону  (публикация в «Литературной газете» и на сайте ДЗВОН).

[2] Не дожидаясь официального внесения изменений в Трудовой кодекс, процесс увеличения рабочего дня явочным порядком начался в российских вузах. Преподавателей высших учебных заведений заставляют переходить на полторы ставки вместо одной, что означает увеличение рабочего дня на 50 %. В других вузах, наоборот, преподавательский состав переводят на неполные ставки, что заставляет брать дополнительные коммерческие группы. Итог одинаков: увеличение рабочего дня, массовое сокращение преподавательского состава и снижение качества преподавания.

[3] Гениальное художественное предвидение такого социального устройства дает фильм Г. Данелия «Кин-дза-дза».

Все Новости